Главная
Новости
Статьи
Ремонт
Каркасный дом
Несущие конструкции
Металлические конструкции
Прочность дорог
Дорожные материалы
Стальные конструкции
Грунтовые основания
Опорные сооружения




04.08.2021


04.08.2021


04.08.2021


03.08.2021


03.08.2021


02.08.2021


31.07.2021





Яндекс.Метрика

Ловейко Стефан Григорьевич

15.06.2021

Ловейко Стефан Григорьевич (?—около 1596) — вольнодумец, вероятно, арианин, которого некоторые современники считали атеистом и материалистом.

Биография

Из дворянского рода собственного герба «Котвица измененная».

Мозырский подсудок с 1576, судья земский с 1581 и на протяжении своей жизни, войский около 1588 (через некоторое время вернулся на должность судьи), поборник в 1577 и 1589, посол на Сейм 1589 (подписал Бендинскую транзакцию 18.4.1589 как мозырский войский).

В 1567 выставлял в войско ВКЛ 3 конника и 2 драба.

Владел имениями Борисовичи (Борисовщина), Поточище, Тульговичи, Зиновище и Горбовичи (подтвердительная грамота Сигизмунда Августа в 1580).

В 1591 получил в пожизненное владение часть волости Оникшты (52 волоки и 13 моргов).

В 1591 Стефан Лозко в Трибунале ВКЛ обвинил Ловейко в том, что он не может занимать должность мозырского земского судьи, так как не верит в Святую Троицу и божественность Христа, отрицает бессмертие человеческой души. Результат дела не известен.

В 1592— 1595 гг. Ловейко судился с Лозко по вопросу разграничения земельных владений.

Католический полемист М.Лащ свидетельствовал:

«Недавно перед этим в Литве на предыдущем Виленском Трибунале происходило следующее: дворяне выступали за привлечение к ответственности одного судьи по имени Ловейко, судьи в литовском уезде в Мозыре, потому что он не верил, будто души являются живыми, а считал, что они точно такие же, как и у животных, и не верил ни в воскрешение из мертвых, ни в Судный день; к тому же утверждал, что свет не создан, а устроен так издавна. Существуют призывы и такие же записи, распространенные по городам Литвы, на основании которых каждый может узнать, что представляют из себя эти отрицающие душу хорьки, они — эти безбожные люди — хуже евреев и турок».

Согласно высказыванию католического идеолога С.Решки, Ловейко «из иудея превратившись в христианина, из христианина в цвинглианца и, в итоге, в атеиста, в состоянии этой своей полной безбожности умер, совсем не веря в воскрешение из мертвых. Когда был похоронен, через несколько дней земля с его телом раскрылась, так что вновь засыпать могилу было не возможно».

В белорусских и некоторых зарубежных изданиях фигурирует под именем Стефана Лована, что связано с ошибочной версией О.М.Бодянского, который неправильно прочитал фамилию Ловейко в архивном документе. Иногда Стефана Ловейко также путают с Яном Ловейком (умер приблизительно 03.08.1600), мозырским маршалком с 1589, который продолжительное время судился с Лозко за свою должность (Лозко, как и Я.Ловейко, получил грамоту на должность маршалка, однако несколько позднее). В 1592 их дело рассматривалось в хозяйственном суде. Лозко являлся истцом, однако на суд не явился. В 1594 мозырским маршалком был признан Я.Ловейко, однако Лозко в последующем продолжал употреблять титул маршалка.