Иосафатова долина (ивр. עמק יהושפט, эмек Йехошафат, «долина, в которой Бог будет судить») — долина, упоминаемая в Ветхом Завете. Обычно отождествляется с Кедронской долиной.
Не все теологи отождествляют Кедронскую долину с Иосафатовой; оппоненты считают, что Кедронская долина стала считаться Иосафатовой лишь в IV веке нашей эры.
В Библии
Упоминается в книге пророка Иоиля (3:2—12): «Я (Иегова) соберу все народы, и приведу их в долину Иосафата и там произведу над ними суд». По мнению некоторых исследователей, эта же долина фигурирует в Бытии (14:17) и второй Книге Царств (18:18) под названием «долины царской». Считается, что своё название долина получила или как предполагаемое место погребения царя Иосафата, или как место большой победы, одержанной Иосафатом над моавитянами и их союзниками (вторая книга Паралипоменон, 20:25).
В эсхатологии
На основании слов пророка Иоиля иудеи, мусульмане и некоторые из христиан полагают, что долина Иосафатова будет местом последнего Страшного Суда над народами. Согласно иудейской эсхатологии, пророк говорит явно лишь о суде над нечестивыми притеснителями евреев, например, идумеями, халдеями, ассириянами, когда в конце войны Гога и Магога народы будут перенесены Богом в Иосафатову долину и осуждены за зло, причинённое Израилю.
Другие объекты с названием Иосафатова долина
Иосафатовой долиной также называется караимское кладбище, находящееся за древним городом Чуфут-Кале, возле Бахчисарая.
Это не единственный случай использования библейского названия для других объектов на территории Российской империи. Возле села Голынчинцы, расположена долина крестов Иосафатова долина, которая является местом паломничества.
В литературе и искусстве
Иосафатова долина описана писателями:
- В. М. Дорошевич. «В земле обетованной».
- Б. К. Зайцев «Путники»