Главная
Новости
Статьи
Ремонт
Каркасный дом
Несущие конструкции
Металлические конструкции
Прочность дорог
Дорожные материалы
Стальные конструкции
Грунтовые основания
Опорные сооружения




14.06.2021


13.06.2021


12.06.2021


12.06.2021


10.06.2021


09.06.2021


09.06.2021





Яндекс.Метрика

Марков, Емельян Александрович

08.06.2021

Емельян Александрович Марков (19 ноября 1972 г., Москва, СССР) — российский писатель, поэт, драматург, литературовед. Член Союза писателей Москвы. Член Русского ПЕН-Центра.

Биография

Мать Емельяна поэтесса Екатерина Алексеевна Маркова развелась с его отцом художником Александром Викторовичем Козловым, когда сыну было три года. Помимо работы в издательстве «Современник», она активно участвовала в подпольной деятельности по созданию и распространению нелегального журнала «Вече»; по этой и другим причинам у Емельяна несколько раз появлялись воспитатели.

Так в раннем детстве его воспитывал церковный певчий и кладбищенский сторож, будущий зять писателя Леонида Бородина, рок-музыкант Анатолий Кудинов, до этого за инакомыслие претерпевший содержание в психиатрической лечебнице. Анатолий Кудинов приобщал Емельяна к музыке и религиозным традициям.

В раннем детстве Емельян часто присутствовал на диссидентских и богемных сходках, зачастую сидел под столом, допивая капли из винных бутылок, слушал разговоры взрослых. В дружеский круг его матери входили писатели Венедикт Ерофеев и Леонид Бородин, поэты Леонид Губанов и Юрий Кублановский, художник Константин Васильев, композитор Эдисон Денисов.

Большое влияние на Емельяна оказала подруга его матери дочь ленинградских актеров Розы и Владимира Балашовых Наталия, она жила с мальчиком за городом, возила его к себе в Ленинград.

Позже в воспитании Емельяна принимал участие гражданский муж его матери писатель Владимир Амлинский.

В 1983 году в семью Марковых попала поклонница творчества деда Емельяна поэта Алексея Маркова Ольга Васильева, жительница Калинина (Твери), директор музыкальной школы в поселке Калининской области Козлово. Она также стала на несколько лет воспитательницей Емельяна. Мальчик жил у нее в Твери, разыгрывал вместе с ней кукольные спектакли, сочинял многочастные сказки, стихи.

В 1988 году покончил с собой близкий родственник Емельяна, по родству его двоюродный дядя, по возрасту и общему детству брат-погодок. Это перевернуло семейный уклад Марковых.

В 1990 году Марков поступил в Педагогический колледж №4 на дошкольное отделение. Не окончив колледж, Марков отчислился, стал торговать пивом в подземном переходе Павелецкого вокзала. Он и его напарник подверглись нападению рэкета, и вынуждены были эту торговлю оставить . Далее Марков состоял в гражданском браке с племянницей известного московского хиппи Максима Столповского Полиной, в это время занимался каратэ, учился резьбе по дереву, работал художником по кафельным панно.

В 1993 году Емельян Марков поступил в Литературный институт им. А.М. Горького (семинар Александра Рекемчука).

В 1994 году погиб от нападения неизвестных на лестничной клетке его отец художник Александр Козлов.

В 1996 году Марков женился на пианистке Татьяне Марковой (в девичестве Егоровой). В этом браке родились трое детей. В мае 2021 года пара объявила о разводе.

В 1998 году Марков окончил Литературный институт. Тогда же по диплому (повесть о деревне «После долгой зимы») был принят в Союз писателей Москвы.

В 1999-2000 годах работал курьером, литературным переводчиком, очеркистом в журнале своего дяди, писателя и журналиста Сергея Маркова "Русский путешественник",

В 2001-2003 годах Марков работал сторожем, дворником и помощником звонаря в Храме святых благоверных князей Бориса и Глеба в Зюзине.

Параллельно в период с 1995-го по 2004-й годы Марков время от времени имел практику как массажист: частным образом работал в Доме творчества писателей "Переделкино" и садовом товариществе "Московский писатель". Так одним из его пациентов был драматург Михаил Рощин.

Потрясением для Маркова стала гибель его ближайшего друга, молодого писателя, журналиста, музыканта и издателя Виталия Першикова, произошедшая в конце 2005 года. Обстоятельства этой катастрофы (Виталий Першиков утонул) частично прояснились только весной 2006-го.

После шести лет издательской деятельности, в т.ч. работы в издательстве "Эксмо", Марков поступил в Московский художественный академический театр им. М. Горького в качестве ведущего сайта и редактора при завлите. В дальнейшей трудовой биографии писателя стоит отметить многопрофильную работу в Библиотеке префекта ЦАО Москвы.

Творчество

Обращение к писательству как основному занятию по неоднократным заявлениям самого Маркова для него связано с московскими событиями октября 1993 года, а в сугубо личностной проекции – с начавшейся в том же году череды разрушительных разграблений и дальнейшей утратой семейной избы на верхней Волге.

Также на творчество Емельяна Маркова оказало сильнейшее влияние трагическое прошлое его семьи: расстрел его прадеда Германа Михайловича Сегала и четырнадцатилетнее лагерное заключение как "жены врага народа" прабабки Людмилы Васильевны; голодная смерть другого прадеда терского казака Якова Филипповича Маркова, которого двенадцатилетний сын Алексей похоронил собственноручно.

Дед Емельяна поэт Алексей Марков привечал многих "странных", психически нестабильных людей, можно сказать, что - юродивых. Жизнь самого Емельяна Маркова складывается так, что и он близко и продолжительно общался с рядом таких людей, активно участвовал в их экстремальных судьбах, навещал их в психоневрологическом стационаре, хлопотал об их участи. Тема безумия и лихорадочных озарений стала одной из сквозных в творчестве писателя.

В 70-е-80-е годы мать возила Емельяна на собрания нелегального журнала «Вече» и просто по дружбе с хозяйкой в ныне сгоревший дом Дачи Муромцева в Царицыне, где до революции проводил лето со своей женой Верой Муромцевой Иван Бунин, а в советское время размещались квартиры, в одной из которых жила секретарь журнала «Вече» Светлана Александровна Мельникова, впоследствии директор Центра «Сельская церковь». Марков посещал этот дом и в дальнейшем, вплоть до пожара 2010 года. Мотив исстари недостроенного Царицынского дворца и реалии Дачи Муромцева также перманентны в произведениях писателя.

Впервые Емельян Марков опубликовался в 1999 г. в газете «Литературная Россия» (рассказ «Волки купаются в Волге»). Далее печатался в журналах «Юность», «Кольцо А», «Москва», «Литературная учеба», «Южное сияние», «Нижний Новгород», «Знамя», «Дружба народов», «Эмигрантская лира» (Бельгия), «Плавучий мост» (Германия), «Новый Свет», «Артикль» (Израиль), «Гостиная» (США), других отечественных и зарубежных периодических изданиях. В 2000 г. был номинирован на премию им. Юрия Казакова, учрежденную журналом «Новый мир», за повесть «Снег» (Юность, 2000).

Лауреат премии журнала «Кольцо „А“» 2003 года (за повесть «Заместитель»).

Лауреат Царскосельской художественной премии 2007 года (за книгу «Волки купаются в Волге» (М., Зебра-Е, 2007, ISBN 978-5-94663-498-4)).

В 2010 у Маркова вышел роман «Третий ход» (М. Агентство «КРПА Олимп»,Астрель, 2010, ISBN 978-5-271-29601-7, 978-5-7390-2413-8) с предисловием известного писателя Евгения Попова. Помимо прочего, в романе рассказывается о внутрицерковной и околоцерковной жизни, московских событиях октября 1993 года. В 2014 году роман был издан в формате аудиокниги (читает актриса Мария Абалкина).

В 2011 Емельян стал участником антологии «Литературной газеты» «Московский год прозы».

В 2016 году в серии "Интеллектуальная проза Емельяна Маркова" вышел роман "Маска" (М, Эксмо, 2016, ISBN 978-5-699-90485-3) о театре - как в прямом, так и в самом многозначном смысле слова.

В том же году в рамках серии был переиздан роман "Третий ход" (М, Эксмо, 2016, ISBN 978-5-699-92188-1).

Писатель включен в словарь Вячеслава Огрызко «Русские писатели. Современная эпоха. Лексикон» (М. Литературная Россия, 2004, ISBN 5-7809-0062-9).

Длительное время свои стихотворения Емельян Марков присваивал своим персонажам, в этом смысле характерен его ранний рассказ "Поэт". Но потом и в России, и за рубежом в печати стали появляться стихотворные подборки с указанием прямого авторства. Марков пишет как рифмованные стихи, так развивает и традицию свободного стиха (верлибра).

Емельян Марков написал предисловия к ряду изданий русской и зарубежной литературы:

  • Жизнеутверждающая трагедия. / Эзоп. Басни. (М., Эксмо, 2009, ISBN 978-5-699-36258-5.)
  • Такой души ты знала ль цену? / Михаил Лермонтов. Стихи о любви. (М. Эксмо, 2009, ISBN 978-5-699-36810-5.)
  • Благословение мое, как гром. / Максимилиан Волошин. Стихотворения. (М. Эксмо, 2009, ISBN 978-5-699-36810-5.)
  • Игорь-лыжник. / Игорь Северянин. Стихотворения. (М., Эксмо, 2010, ISBN 978-5-699-36258-5.)
  • Поэтический турнир XVIII века. / Русская поэзия XVIII века. (М., Эксмо, 2010, ISBN 978-5-699-42804-5.)
  • Тайный путь русской поэзии. / Русская духовная поэзия. (М., Эксмо, 2011, ISBN 978-5-699-47015-0.)

Марков разработал в издательстве «Эксмо» серию «Русская поэзия Серебряного века» и составил вошедшие в неё книги А. Блока, А. Ахматовой, Б. Пастернака, М. Цветаевой, Н. Гумилева, С. Есенина.

В 2009—2010 гг. Емельян Марков был постоянным участников телевизионной программы писателя Виктора Ерофеева «Апокриф».

В декабре 2017 года Емельян Марков стал финалистом Премии имени О. Генри "Дары волхвов" с рассказом "Тульский самовар московского золота".

В марте-апреле 2018 года в литературном журнале "Кольцо А" (№№ 114, 115) вышла журнальная версия романа Емельяна Маркова "Мирон". Роман о молодых философах.

В феврале 2019 года в 1 (29) номере Одесского литературно-художественного журнала "Южное сияние" вышла пьеса-буфф Емельяна Маркова "Сосновый дождь". Пьеса построена по принципу пародийного двойничества героев и антигероев.