Главная
Новости
Статьи
Ремонт
Каркасный дом
Несущие конструкции
Металлические конструкции
Прочность дорог
Дорожные материалы
Стальные конструкции
Грунтовые основания
Опорные сооружения




13.06.2021


12.06.2021


12.06.2021


10.06.2021


09.06.2021


09.06.2021


09.06.2021





Яндекс.Метрика

Письмо отцу

30.05.2021

Письмо отцу (нем. Brief an den Vater) — так обычно называют письмо, которое Франц Кафка написал своему отцу Герману в ноябре 1919 года, обвиняя его в эмоционально оскорбительном и лицемерном поведении по отношению к нему. Оно было опубликовано посмертно в 1952 году издательством «Neue Rundschau» и является предпочтительным текстом для психоаналитических и биографических исследований о Кафке.

После того, как Франц Кафка познакомился с Жюли Вохризек в январе 1919 года на курортном отдыхе в Шелезене (Богемия) и через несколько месяцев обручился с ней, его отец беспрепятственно ответил на его новые и незыблемые планы брака. Считается, что это побудило Кафку написать письмо в период с 10 по 13 ноября 1919 г. Свадьба была первоначально запланирована на ноябрь, но не состоялась. Передовым поводом послужил тщетный поиск жилья.

Развёрнутое письмо состоит из 103 рукописных страниц (45 страниц в машинном варианте), на которых Кафка пытается справиться со своим конфликтом с отцом. Многие свои жизненные трудности он приписывает полному сущностному различию между собой и отцом. Письмо заканчивается надеждой, что через него они оба немного успокоятся и облегчат свои жизни вплоть до смерти.

Содержимое письма

Противоположность отца и сына

В первую очередь в письме прорабатывается сущностная непереносимость. Герман, мощный, импульсивно-вспыльчивый отец (сын мясника) без образования. Сын Франца, ослабленный и неугомонный достатком отца, совершенно испуганный, недоступный и вплетённый в свой духовный мир.

Семья Кафки

В борьбе за отца сёстры Франца были вовлечены по-разному и, в конечном счёте, для брата не были соратниками. Сестра Валли присоединилась к отцу, как и мать. Элли была ребенком, от которого мало чего можно было ожидать. Но она полностью отделилась от семьи Кафки, основала собственную семью и стала принятой женщиной. Оттла, казалось, была гораздо жестче и последовательнее в своей борьбе с отцом, чем Франц, который быстро сдался. Она была настоящим ребенком от удара отца.

Мать металась между детьми и отцом. Её описывают как очень материнскую и человечную, но в то же время называют «водительницей» для отца. Она поддерживает своих детей только в той области, которую допускает отец, и мало влияет на отношения между отцом и его детьми.

Сексуальность и брак

Кроме того, по вопросам сексуальности и брака отец имел более серьёзные представления как о задумчиво-чувствительном сыне. Дважды (сначала 16-летнему сыну, потом 20-летнему) отец давал Францу советы, как защитить себя от непереносимости, если он — в обычной для того времени манере — искал сексуальности в домах удовольствий у проституток. Отец специально подстрекал Франца к такой сексуальности, чтобы ему не пришлось сразу думать о женитьбе. Он имел в виду брак с таким непостоянным человеком, как Жули Вохризек.

Кафка считал, что тема женитьбы и роль мужа настолько полностью заняты его отцом (аналогично жизни бизнесмена), что это уже не имело для него никакого значения.

Иудаизм

Сын обвиняет отца в «неведении об иудаизме», которое не включало в себя никакой более глубокой религиозности. Посещение синагоги было для Франца, с одной стороны, страхом, а с другой — пребыванием, как на тайной площадке. Настоящего религиозного момента, когда он мог бы встретиться с отцом, не существовало. Одновременно Кафка выражал своё уважение актёру еврейского происхождения Ицхаку Лоуи, по сравнению с отцом, для которого он был сродни с паразитом и презирал его.

Письмо Кафки

Своё письмо Кафка называет «самостоятельным уходом от отца». Однако, несмотря на отказ отца, он снова и снова — правда, тщетно — пытался добиться его признания и хотел также поделиться с ним своими работами.

В письме появляются различные мотивы, которые до и после появляются и в произведениях Кафки. В частности, в рассказе «Приговор» возникают связанные темы, «громадность» отца, его непредсказуемое недовольство, на которое смущённый сын не мог ответить словесно, и его абсолютное осуждение как жениха, затем как сына. Согласно письму, отец дважды сравнивал людей с отвратительными паразитами — предметом повествования были описаны в рассказе «Превращение». Гармония супружеской пары Кафка предстает перед читателем в повести «Супружеская чета». Незначительное значение матери в письме отражено в письме Кафки, который всегда борется только с отцом. Матери нет, как в повести «Одиннадцать сыновей» с одиноким, осуждающим всех своих потомков отцом.

Форма письма

Объяснение формы письма

Кафка назвал письмо Милены Есенской в адрес адвоката полным хитростей. Это письмо никогда не было передано отцу, но Кафка передал его Милене в 1920 году.

Письмо представляет собой трудно разгадываемый литературный обвинительный и защитительный текст в одном для соответствующих лиц: отца, самого Кафки, а также для матери, выступающей только на краю. В конце письма даже сам отец выступает в качестве аргументирующего человека. Но говорит он не в ожидаемой от него простоте, а в привычном для сына русле.

Кафка осветил свою вечную тему отца и сына в формальной логике юридической речи и методах литературы, создав для себя своеобразный анализ жизни. Их основные элементы — это страх и борьба. Но это письмо не является литературой в собственном смысле.

Реальность и субъективность в письме

Проверяемые факты и изложение Кафки отчасти сильно расходятся. В письме, с одной стороны, рассматриваются реалии из жизни Кафки. Так из всего написанного что-то является правдой, например, тяжёлое детство отца, проблемы Кафки с его участием в Пражской асбестовой фабрике или прорыв его сестры Оттлы в рабочий мир сельского хозяйства и, конечно же, неудачные попытки брака.

С другой стороны, изображение собственной персоны Кафки вряд ли совпадает с описаниями других источников. Он изображает свою школьную жизнь как полностью наложенную страхом неудачи. Но одноклассники называют его — разве что по предмету математики — хорошим учеником, который никогда не рисковал сидеть сложа руки. Он «страдал» от своей работы в рабочем страховом учреждении и, с одной стороны, не «чувствовал» её, а с другой — был ею поглощён. Но его коллеги по работе, задним числом, хвалили его как юридический образец для подражания, который также регулярно повышался.

Его отношения с женщинами были пресловутыми, проблематичными. Он выглядел заторможенным, нерешительным и уступающим. Но на самом деле он был привлекателен своей высокой стройной фигурой, поэтому вокруг его персоны было много внимания со стороны женщин, и не только литературных почитателей.

Вышесказанное относится и к главной проблеме письма, а именно к ссоре с отцом. Это страшное, безудержно осуждающее, витальное существо Герман Кафка, которому сын Франц был во власти и с которым он постоянно внутренне ранжировался, описывается другими, в том числе Максом Бродом, как обычный еврейский бизнесмен, который стоял в своём бизнесе дружелюбно и бодро обеими ногами.