Главная
Новости
Статьи
Ремонт
Каркасный дом
Несущие конструкции
Металлические конструкции
Прочность дорог
Дорожные материалы
Стальные конструкции
Грунтовые основания
Опорные сооружения




14.06.2021


13.06.2021


12.06.2021


12.06.2021


10.06.2021


09.06.2021


09.06.2021





Яндекс.Метрика

Дзюнбунгаку

27.05.2021

Дзюнбунгаку (яп. 純文学 дзюнбунгаку, «чистая литература») — принятое в японском литературоведении общее обозначение для прозаических, поэтических и драматургических художественных произведений современной литературы, противопоставляемых произведениям литературы массовой, или развлекательной.

История дзюнбунгаку

Конец XIX в. — первая половина XX в.

Термин ввёл в употребление поэт Китамура Тококу в 1893 году в одном из своих эссе, опубликованном в журнале «Литературный мир». Китамура определил дзюнбунгаку как произведения, ценность которых определяется прежде всего их эстетическими качествами, противопоставив их литературе философской, исторической и вообще научной. Постепенно акцент в противопоставлении, однако, сместился, и дзюнбунгаку стало рассматриваться в качестве антипода массовой литературы.

Дзюнбунгаку романтического толка, родоначальником которого был сам Китамура, вскоре уступило место пессимистическому натурализму прозы таких авторов, как Симадзаки Тосон и Таяма Катай, давшей начало японской эгобеллетристики (сисёсэцу). С последним жанром дзюнбунгаку иногда отождествляется вообще.

На рубеже эпох Мэйдзи и Тайсё писатели доминировавшей в литературном мире Японии того времени группы «Белая берёза» Мусянокодзи Санэацу, Сига Наоя, Арисима Такэо и другие противопоставили пессимизму своих предшественников-натуралистов литературу гуманистического толка, где первостепенная роль стала придаваться катарсису, которым должно было разрешаться произведение (особенно ярко это выражено у Сига Наоя). Эта модель впоследствии стала канонической для японской я-литературы вообще. Наряду с писателями «Белой берёзы» этапные для дзюнбунгаку произведения были созданы японскими парнассцами (Мори Огай и др.), Нацумэ Сосэки, сторонниками эстетизма (Дзюнъитиро Танидзаки) и др., у которых ключевую роль начинает играть логика развития сюжета.

На рубеже эпох Тайсё и Сёва в крупнейшие писатели выдвинулся Рюноскэ Акутагава, чей талант был рано замечен Нацумэ Сосэки. Опираясь на традицию, сформированную последним и кругом авторов «Белой берёзы», Акутагава вступил в полемику с эстетизмом Танидзаки, считая красоту как таковую недостаточной для подлинной литературы. Новый поворот в эволюции дзюнбунгаку связан с появлением испытавших влияние Андре Жида и зарубежной литературы вообще группы нео-сенсуалистов, к которым примыкали Ясунари Кавабата, а также Риити Ёкомицу. Последним в статье «О чистой литературе» (純粋小説論, 1935) предлагалось обновление зашедшей в тупик, по мнению автору, литературы дзюнбунгаку за счёт поднятия до уровня подлинного искусства литературы массовой, реалии которой требовалось в этих целях сублимировать.

От послевоенных лет до настоящего времени

Свой новый расцвет литература дзюнбунгаку пережила после окончания Второй мировой войны. В это бурное для японской литературы время, по своему масштабу сравнимое отчасти с Серебряным веком в России, сосуществовали и в постоянном диалоге находились столь разные по своим художественным и общественным позициям авторы: писатели старшего поколения — Осаму Дадзай, Анго Сакагути и Дзюн Исикава с одной стороны и первая волна послевоенной литературы в лице таких авторов, как Сёхэй Оока и Хироси Нома с другой; продолживший в послевоенные годы традиции японского эстетизма Юкио Мисима; Кобо Абэ и его экспериментальные романы и пьесы, отчасти вдохновлённые Кафкой и литературой абсурда; Кэндзабуро Оэ, в ранних произведениях которого очевидно влияние экзистенциализма Сартра; интроспективные «третьи новые».

Новой для дзюнбунгаку тенденцией во второй половине XX века стало размытие границ между до того относительно изолированно существовавших чистой и развлекательной литературой. «Чистые» писатели стали всё больше внимания уделять повествовательности и сюжету, что во многом характерно для литературы развлекательной; в то время, как писатели, считавшиеся «развлекательными», начали вводить в свой технический арсенал приёмы «чистой» литературы, что наглядно демонстрируют произведения таких авторов, как Хисаси Иноуэ и Ясутака Цуцуи. В результате дзюнбунгаку в своём традиционном понимании начало изживать себя как таковое. Говоря о серьёзной литературе в Японии в последние десятилетия, следует выделить среди писателей Кэндзабуро Оэ, Ёсикити Фуруи, Хисаси Иноуэ, Кэндзи Накагами, Таэко Коно, Таэко Томиока и Юко Цусима, а среди адекватных им критиков — Сюити Като, Ёсикадзу Сакамото, Сёдзо Фудзита, Макото Ода и Кодзин Каратани.

Литературные журналы

Основные литературные журналы, ориентированные на публикацию «серьёзной литературы»:

  • «Бунгакукай» (яп. 文学界 Литературный мир)
  • «Синтё» (яп. 新潮 Новое течение)
  • «Субару» (яп. すばる Плеяды)
  • «Гундзо» (яп. 群像 Групповой портрет)
  • «Бунгэй» (яп. 文藝 Художественная литература)

Литературные премии

В Японии существует целый ряд премий для авторов выдающихся произведений дзюнбунгаку, учреждение которых началось с премии Акутагавы, созданной одновременно с адресованной авторам произведений массовой литературы премией Наоки. Ниже перечисляются наиболее значительные из них:

  • Премия Акутагавы
  • Премия Мисимы
  • Премия Танидзаки
  • Премия Кавабаты
  • Премия Оэ
  • Премия Хирабаяси
  • Премия Номы
  • Премия Номы для дебютантов
  • Премия Ито
  • Премия Киямы