Главная
Новости
Статьи
Ремонт
Каркасный дом
Несущие конструкции
Металлические конструкции
Прочность дорог
Дорожные материалы
Стальные конструкции
Грунтовые основания
Опорные сооружения




12.06.2021


12.06.2021


10.06.2021


09.06.2021


09.06.2021


09.06.2021


09.06.2021





Яндекс.Метрика

Тирнштейн, Юлий Карлович

25.05.2021

Тирнштейн Юлий Карлович (1814—1862) — капитан Корпуса корабельных инженеров, старший судостроитель Санкт-Петербургского порта, строитель военных винтовых кораблей, проектировщик и строитель первого в России плавучего деревянного гидравлического пятисекционного дока, основатель российской династии кораблестроителей.

Биография

Юлий Карлович Тирнштейн родился 10 апреля 1814 года в Санкт-Петербурге в семье австрийского подданного Карла Тирнштейна. Отец покинул Россию осенью 1818 года, а его четырехлетний сын Юлий остался в Петербурге. В 1828 году Юлий Тирнштейн, по ходатайству тёти Анны Андреевой, был принят воспитанником в Кондукторские роты Учебного морского рабочего экипажа.

В 1836 году после успешного окончания учёбы был произведён в кондукторы 1 класса Корпуса корабельных инженеров Морского ведомства Российской империи и направлен в Главное Адмиралтейство (Санкт-Петербург), где под руководством подполковника М. Н. Гринвальда принимал участие в строительстве судов: первого в России колёсного пароходофрегата «Богатырь», пароходов «Поспешный» и «Быстрый», фрегатов «Цесаревич» и «Цесаревна», а также в 1839 году учебной гребной яхты для 12-летнего Великого князя Константина Николаевича (будущего реформатора Российского флота), за постройку которой был поощрён полугодовым окладом. В 1841 году — произведён в прапорщики.

С 1840 года был командирован в Кронштадт, где на судостроительной верфи производил исправление более 35 судов Балтийского флота. Там же в 1851 году в Петровском доке начал «строить самостоятельно» по проекту адмирала Ф. Ф. Беллинсгаузена 10-пушечную шхуну «Вихрь», которую «спустил благополучно» в 1852 году.

10 ноября 1853 года корабельный инженер поручик Тирнштейн совместно с генерал-майором М. Н. Гринвальдом и инженер-механиком штабс-капитаном А. И. Соколовым (строителем и будущим начальником Пароходного, ныне Морского завода в Кронштадте), был командирован в Северо-Американские Соединённые Штаты (САСШ) «для исполнения особо возложенных на них поручений по заказу в Нью-Йорке винтового корабля для Балтийский флота России и трёх пароходов для Сибирской флотилии».

Подробный отчёт двух офицеров, надолго задержавшихся в Америке и вернувшихся в Петербург в мае 1856 года, содержал много полезного для разных ведомств России: описания судостроительных заводов, чертежи подъёмного крана, дока, мостов, железных дорог. Несколько привезённых из САСШ моделей судов и механических «дельных вещей» были переданы в Модель-камеру Главного Адмиралтейства. За успешно проведенную командировку Тирнштейн был награждён орденом Святой Анны 3-й степени.

В 1856 году, после представленного обоими офицерами Отчёта по командировке, Генерал-адмиралом В. К. Константином Николаевичем поручено штабс-капитану Ю. К. Тирнштейну построить гидравлический док, «подобный американскому, но сделать его плавучим» (Морского канала в мелководном Финском заливе ещё не было и испытывались большие трудности при отправлении кораблей с верфей Санкт-Петербурга на достройку в Кронштадт). 120-пушечного ранга плавучий гидравлический док из пяти частей был построен Ю. К. Тирнштейном по собственному проекту на Галерном островке Петербурга в 1860 году. Док прослужил Российскому флоту более 20 лет. Позже по подобию уникального деревянного дока был построен железный, также из 5 частей.

В августе 1860 года одновременно с завершением работ по доку старший судостроитель Петербургского порта начал достройку на Галерном островке винтового фрегата «Дмитрий Донской». «По воле Его Императорского Высочества В. К. Генерал-адмирала» капитану Ю. К. Тирнштейну поручено также построение двух винтовых клиперов — «Алмаз» и «Жемчуг».

За 15 лет безупречной службы был награждён Знаком отличия беспорочной службы — XV лет и бронзовой медалью на Андреевской ленте «В память войны 1853—1856».

С января 1861 года старшему судостроителю капитану Тирнштейну было поручено заведывание Галерным островком и водолазным колоколом. Приказом по флоту 1 января 1862 года «за полезные труды» по постройке фрегата «Дмитрий Донской» (спущен на воду в 1861 году) и клиперов «Алмаз» и «Жемчуг» старшему судостроителю Санкт-Петербургского порта, Корпуса корабельных инженеров капитану Тирнштейну 1 января 1862 года была объявлена Генерал-Адмиралом Константином Николаевичем «Совершенная благодарность» в приказе по флоту (Монаршие благодарности (высочайшие) приравнивались к 1 году службы). За время службы Тирнштейн дважды досрочно повышался в чине.

3 апреля 1862 года Юлий Карлович Тирнштейн скоропостижно скончался в возрасте 48 лет. Похоронен на Смоленском лютеранском кладбище в Санкт-Петербурге.

Семья

  • Жена — Генриетта Карловна (фон) Миллер, сестра Фёдора Миллера, однокашника Ю. К. Тирнштейна по училищу, умершего от чахотки за месяц до выпуска.
  • Сын — Тирнштейн, Роберт Юльевич (1841—1896) — инженер-кораблестроитель, старший судостроитель Николаевского порта; по отставке — инспектор кораблестроения, переименован в действительные статские советники.
  • Сын — Тирнштейн Владимир Юльевич (1844—1866) — корабельный инженер, в 1864 году окончил Инженерное и артиллерийское училище морского ведомства, трагически погиб.
    • Внук — Тирнштейн, Константин Робертович (1869—1942) — капитан 1 ранга, старший инженер-механик Николаевского порта, в эмиграции с февраля 1920 года.
    • Внук — Тирнштейн Николай Робертович (1872—1938) — капитан 58 пехотного Прагского полка, участник Русско-японской и Первой мировой войн, в эмиграции с февраля 1920 года (на танкере «Баку»).
    • Внук — Тирнштейн Фёдор Робертович (1876—1941) — остался с семьёй в Николаеве.
        • Праправнучка — Кузнецова Камилла Эдуардовна — историограф рода Тирнштейнов.