Главная
Новости
Статьи
Ремонт
Каркасный дом
Несущие конструкции
Металлические конструкции
Прочность дорог
Дорожные материалы
Стальные конструкции
Грунтовые основания
Опорные сооружения




04.08.2021


04.08.2021


04.08.2021


03.08.2021


03.08.2021


02.08.2021


31.07.2021





Яндекс.Метрика

Повесть некоего боголюбивого мужа

04.05.2021

«Повесть некоего боголюбивого мужа» (полное название: «Повесть некоего боголюбива мужа, списана при Макарье митрополите царю и великому князю Ивану Васильевичу всей Руси, да сие ведяще, не впадете во злыя сети и беззакония отъялых и прелщеных человек и губителных волков, нещадяще души, ей же весь мир не достоин. Прочетше же сие, человецы, убойтеся чары и волхвования, творяще скверная Богу, и грубая и мерская и проклятая дела») — памятник древнерусской литературы начала XVII века нравоучительного характера.

История и содержание

«Повесть…» рассказывает о царе, который царствовал в полном благоденствии до тех пор, пока не попал под влияние «синклита» и «четыредесять чародей», чьи наветы «смути царя на люди, людей же на царя». За этим последовало наказание свыше: на царство были посланы враги, которые осадили «царствующий град». Вернуть былое благополучие удалось лишь после того, как царь покаялся и предал «чародеев» огню.

«Повесть…» дошла до наших дней в единственном списке в составе сборника, филиграни на бумаге которого относятся к началу 1620-х годов. Царь, упоминающийся в повести, — не Иван Грозный, как полагали некоторые исследователи, а, вероятнее всего, Василий Шуйский: в тексте произведения содержится намёк на то, что он был выбран на царство («Царю, воспомяни, аз избрах тя царя, и преславна тя сотворих»). Неоднократно встречающиеся упоминания о связи царя с «чародеями» также наводят на мысль о его тождестве с Василием Шуйским, который, по свидетельствам И. А. Хворостинина и Ивана Тимофеева, часто прибегал к колдовству.

В свою очередь, описание осады «царствующего града» и упоминание о том, что посланные царём воины (вместе с его же «ужиками») перешли на сторону врагов, вызывает в памяти подробности осады Москвы войсками И. И. Болотникова и Лжедмитрия II. Сходство ситуаций прослеживается ещё и в том, что перебежчики смогли безнаказанно вернуться, когда к царю пришёл успех, как это было при освобождении Москвы князем М. В. Скопиным-Шуйским. Эти данные позволяют сделать вывод, что «Повесть…» могла быть создана в марте — июле 1610 года.