Главная
Новости
Статьи
Ремонт
Каркасный дом
Несущие конструкции
Металлические конструкции
Прочность дорог
Дорожные материалы
Стальные конструкции
Грунтовые основания
Опорные сооружения




13.06.2021


12.06.2021


12.06.2021


10.06.2021


09.06.2021


09.06.2021


09.06.2021





Яндекс.Метрика

Полански, Роман

03.05.2021

Роман Полански (Поланский, англ. Roman Polanski, польск. Polański — Поляньски; имя при рождении Раймунд Тьери Либлинг, польск. Rajmund Roman Thierry Polański); род. 18 августа 1933[…], Париж) — польско-французский кинорежиссёр, сценарист, кинопродюсер, актёр кино и озвучивания, выросший в Польше и работавший преимущественно в Великобритании (1963—1967), США (1968—1976) и Франции (после 1976).

Его родители польско-еврейского происхождения перевезли семью из Парижа в Краков в 1937 году. Два года спустя в Польшу вторглась нацистская Германия, начавшая Вторую мировую войну, и Полански оказались в ловушке Краковского гетто. После того, как его мать и отец были захвачены в ходе рейдов, Полански провел детские годы в приемных семьях под другими именами.

Первый полнометражный фильм Полански «Нож в воде» (1962) был снят в Польше и номинирован на «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке. В Великобритании он снял три фильма, начиная с «Отвращение» (1965). В 1968 году он переехал в США и закрепил свой статус успешного режиссёра, сняв фильм ужасов «Ребенок Розмари» (1968).

Переломный момент в его жизни произошел в 1969 году, когда его беременная жена, актриса Шэрон Тейт, и четверо друзей были зверски убиты членами семьи Мэнсона. После смерти Тейт Полански вернулся в Европу и продолжил режиссуру. Он снял «Макбета» (1971) в Англии и «Китайский квартал» (1974) в Голливуде. Другими фильмами Полански которые получили признание критиков являются: «Тэсс» (1979), «Девятые врата» (1999), «Пианист» (2002), «Призрак» (2010), «Венера в мехах» (2013) и «Офицер и шпион» (2019).

Обладатель наград: «Золотой пальмовой ветви» (2002) в Каннах, «Золотого медведя» и «Серебряного медведя» Берлинского кинофестиваля (оба в 1966 году), «Золотого льва» Венецианского фестиваля за достижения в течение карьеры, «Оскара», «Сезара», «Золотого глобуса» и премии BAFTA за лучшую режиссуру, а также «Феликса» за лучший фильм, режиссуру и вклад в развитие кино.

Биография

Детство

Раймунд Тьерри Либлинг родился во Франции, в Париже, 18 августа 1933 года в еврейской семье. Его родителями были Рышард (Мойзеш) Либлинг (1903–1983) и Була Либлинг (урождённая Кац-Предборска) (1900–1943). Отец Романа был поляком еврейского происхождения. Он родился в Кракове, а в конце 1920-х уехал в Париж, чтобы стать художником. Родители Булы были из России — её отец был евреем, а мать католичкой, её семья была достаточно обеспеченной. Изначально Була жила в Польше, а затем в Париже, где она вышла замуж и родилась сводная сестра Раймунда Аннет. Була развелась со своим первым мужем после того, как у нее завязался роман с Мойзешем Либлингом, за которого она вышла замуж осенью 1932 года. Мойзеш и Була не придерживались какой либо веры.

В начале 1937 года Либлинги переехали в Краков. Это должно было защитить их от роста антисемитских настроений во Франции. Они жили в многоквартирном доме на улице Болеслава Коморовского, 9. Мойзеш Либлинг не был успешным художником, а потому работал на производстве пластиковых пепельниц, с сыном и Аннетт он обращался грубо. Ромек (так мальчика звали в Польше) был трудным и раздражительным ребёнком, часто обижался и злился. Первым фильмом, который он запомнил, был «Возлюбленные» (1938), на который он пошёл вместе с сестрой.

После начала Второй мировой войны положение семьи значительно ухудшилось — Мойзеш Либлинг остался в Кракове, а жену, сына и падчерицу он отправил в Варшаву. Однако вскоре вся семья переехала к Марии Либлинг (бабушке Ромека) в Казимеж, где Ромек начал ходить в школу. Там он увидел проектор, который заинтересовал его. Через несколько недель Ромек перестал посещать занятия после того, как оккупационные власти запретили еврейским детям ходить в школу. Либлинги оказались в Краковском гетто, созданном в Подгуже, и жили на углу улиц Парковая и Ренкавка, деля квартиру с другими семьями. Мать Ромека работала уборщицей на Вавеле, который был превращен в резиденцию генерал-губернатора Ганса Франка. В феврале 1943 года Була и Мария Либлинг были доставлены в Освенцим, где и погибли.

Ромек часто покидал гетто, перебираясь на арийскую сторону через дыры в заборе из колючей проволоки, чему способствовала его арийская внешность. Иногда он смотрел пропагандистские фильмы и немецкую кинохронику. Он был свидетелем ликвидации гетто 13 марта 1943 года. Мойзеш Либлинг помог сыну сбежать, проделав утром дыру в заборе, и использовал свои сбережения, чтобы укрыть его в католической семье. Первоначально мальчик скрывался как Роман Вилк с семьей Вилков (с которой он якобы был дальним родственником), которая впоследствии передала его другой краковской семье — Путкув. С лета 1943 года он жил в деревне Высокая, примерно в тридцати километрах от Кракова, в Вадовицком повете, в доме семьи Бухалов на склоне горы Мосерка. Он прятался там до осени 1944 года, после чего вернулся в Краков, чтобы присоединиться к семье Путкув. После того, как Красная Армия вошла в Краков 19 января 1945 года, он некоторое время скитался по городу. Затем он жил со своим дядей Стефаном Либлингом, которого случайно встретил на улице, а когда отношения между ними испортились, жил с другим дядей — Давидом Либлингом, который делил квартиру с семьей Горовиц, в том числе с Рышардом Горовицем.

Мойзеш Либлинг, которого отправили в концлагерь Маутхаузен, пережил войну. 21 декабря 1946 года он женился на Ванде Зайончковской, и под её влиянием он изменил своё имя и с тех пор его имя было Рышард Полански — Роман также изменил свою фамилию на Полански, но в течение некоторого времени после войны он всё ещё использовал фамилию Вилк. Аннетт тоже пережила войну и, вернувшись из Освенцима, уехала в Париж. Роман у которого были более тёплые отношения с матерью и который за время войны привыкший к независимости, не поддерживал близких отношений с отцом или молодой мачехой, и жил не с ними, а в комнатах, снимаемых у разных семей.

Несмотря на репетиторство, в школе у ​​него были плохие оценки, а по рисованию наоборот хорошие. После начальной школы он некоторое время, к удовлетворению своего отца, посещал профессионально-техническое училище, чтобы стать инженером-электриком, но у него не было мотивации учиться. Поэтому в 1951 году он перешел в Государственную среднюю школу изящных искусств в Кракове, откуда был исключен в феврале 1952 года после того, как вступил в конфликт с директором школы Влодзимежем Ходисом. Роман продолжил обучение в качестве свободного слушателя в художественной школе в Катовице, куда он ездил из Бытома. Там он получил аттестат о среднем образовании, несмотря на то, что председателем комиссии по экзаменам стал Ходис, который после недели изнурительных экзаменов велел Полански приехать в Краков за аттестатом, а затем молча бросил его ему через стол.

Летом 1945 года он присоединился к скаутскому движению, где, несмотря на своё хрупкое телосложение, получил признание среди своих воспитателей и коллег благодаря своей энергичной работе. В летнем лагере в Померании в 1946 году он приобрел популярность, рассказывая истории у костра и разыгрывая различные сцены — как он сам признался в своей автобиографии 1984 года — тогда он и осознал своё призвание. Он также увлекался кино и театром; вместе со своим новым другом Петром Виновски он собирал плакаты, програмки с кадрами и аннотациями фильмов. Однако, после войны он изначально планировал связать свое будущее с профессиональной ездой на велосипеде и в течение нескольких лет он усиленно практиковался в этом деле, в основном ездил по маршруту Краков—Закопане. Полански ушёл из спорта после травмирующего события в июне 1949 года, когда краковский серийный убийца Януш Дзюба заманил его в уединённое место под предлогом продажи велосипеда, а затем жестоко избил и ограбил. После долгого выздоровления Полански отказался от велоспорта и сосредоточил свои интересы и планы исключительно на актёрской игре.

Кинокарьера

Начало актёрской карьеры

В 1948 году Роман Полански познакомился с Марией Билижанкой, директором детской театральной группы «Весола Громадка» в Кракове. Он попал в коллектив группы, а позже также играл в Национальном театре юных зрителей (ныне театр «Багатела»), где исполнил роли Зака в «Фарфурке королевы Боны» (1948) в постановке Билижанки и пастуха Ваню в «Сыне Полка» (1948) под руководством Юзефа Карбовски. Последняя роль принесла ему признание на Варшавском фестивале советского искусства в 1950 году. Он также появился в пьесе Гвидона Миклашевского «Цирк Тарабумба» (1950), поставленной в Театре «Гротеска».

В 1953 году состоялся актёрский дебют в кино, Роман исполнил эпизодическую роль Генека «Малыша» в фильме «Три повести» (1953), режиссёром новеллы в которой снялся Полански был Конрад Налецкий. Хотя фильм не имел большого успеха, благодаря ему Полански встретил декана Лодзинской киношколы Антония Богдзевича который выступал художественным руководителем на съёмках фильма и Анджея Вайду, ученика этой школы, который должен был снять четвёртую новеллу, но этого не произошло. Несмотря на это, руководители актёрских школ Кракова и Варшавы не хотели принимать Полански официально из-за его невысокого роста и мальчишеской внешности, а неофициально, вероятно, из-за его дерзкого характера. Чтобы избежать трёхлетней военной службы, Полански безуспешно пытался поступить в Ягеллонский университет и Академию Физического Воспитания имени Бронислава Чеха в Кракове по разным специальностям. Затем он планировал сбежать на Запад — он планировал доплыть на лодке до Борнхольма или спрятаться под потолком вагона Москва-Париж.

Благодаря роли Мундека в фильме Анджея Вайды «Поколение» (1954) он избежал службы в армии. Затем он сыграл Адама в «Волшебном велосипеде» Силика Стернфельда (1955). После этого Роман Полански решил заняться режиссурой. В 1954 году он был принят на режиссерский факультет Государственной киношколы в Лодзи.

Учёба в Лодзинской киношколе и короткометражные фильмы

Лодзинская киношкола, основанная в 1948, была оазисом свободы в стране, управляемой партийными властями. Полански познакомился в ней не только с фильмами советской классики, ставшими образцами для студентов, но и с постановками из Франции, Италии, Великобритании и США, недоступными в польских кинотеатрах. Наибольшее впечатление на него произвели фильмы таких авторов, как: Орсон Уэллс, Лоренс Оливье, Кэрол Рид, Льюис Майлстоун, Акира Куросава, Ласло Бенедек, Элиа Казан, Билли Уайлдер, Фриц Ланг, Луис Бунюэль, Федерико Феллини. Здесь Полански завел много знакомств, в том числе с артистами, с которыми впоследствии сотрудничал не только в Польше, но и за рубежом. Вместе с ним учились Якуб Голдберг, Хенрик Клюба, Анджей Кондратюк и Анджей Костенко. И за пределами киношколы он подружился с такими разными людьми, как джазовый пианист Кшиштоф Комеда, писатели Марек Хласко и Ежи Косинский или кинопродюссер Войцех Фриковски.

Первой короткометражной работой снятой Полански, стал «Велосипед» (1955), в котором он отталкивался от случая, произошедшего несколько лет назад, когда его жестоко избил Януш Дзюба. Фильм не сохранился до наших дней; плёнка находившаяся в варшавской лаборатории, по ошибке была отправлена в Москву, где и была утеряна. Позже сняв такие короткометражки как «Убийство» (1957) и «Зубастая улыбка» (1957), он закрепил за собой звание режиссёра, творчество которого сосредоточено на таких темах, как насилие, убийство и вуайеризм.

В 1957 году Полански навестил свою сестру Аннетт в Париже, которая уже была замужем и имела дочь. Вернувшись в Лодзь, он впечатлял всех знанием французского кинематографа, а также разбирался в вопросах танцев и моды. Скандал вызвал следующий короткометражный фильм Полански, «Разгоняем танцульку» (1957) — для съёмок фильма он организовал танцевальную вечеринку для своих друзей по колледжу, а до её начала договорился с бандой местных хулиганов о вторжении на территорию колледжа в нужный момент, для того, чтобы начать драку. Всё происходящее он записал на камеру, за подобный эксперимент он получил выговор от учительского совета. Сам же он сыграл хулигана Малыша в дипломном фильме Юлиана Дзедзины, Павла Коморовского и Валентины Марушевской «Конец ночи» (1956).

Первым обнародованным фильмом Полански стала короткометражка «Двое со шкафом» (1958), снятый в Гданьске и Сопоте. Музыку к нему написал Кшиштоф Комеда, а главные роли исполнили Хенрик Клюба и Якуб Голдберг. Полански же, сыграл одного из хулиганов, жестоко напавших на мирных мужчин, нёсших платяной шкаф. Благодаря этому фильму Полански был впервые отмечен на нескольких кинофестивалях (в том числе в Брюсселе, Оберхаузене и Сан-Франциско). Следующими его короткометражными гротескными фильмами, были «Когда падают ангелы» (1959) и «Лампа» (1959). Первый фильм запечатлел печальную жизнь женщины, работающей кассиром в мужском туалете, а во втором показывается как кукольный мастер заменяет старую лампу на электрическое освещение, в результате чего в туже ночь кукольная мастерская сгорает из-за короткого замыкания. В тоже время Полански играл второстепенные роли в фильмах Анджея Вайды, Анджея Мунка и Януша Моргенштерна.

Полански окончил Лодзинскую киношколу без диплома, потому что не писал диссертацию по теории. Он стремился стать режиссёром полнометражного кино. Благодаря посредничеству Ежи Боссака, художественного руководителя кинопроизводственной группы «Камера», в 1959 году Роману было поручено написать сценарий к художественному фильму. Однако Комитет по оценке сценариев не принял проект, написанный совместно с Ежи Сколимовским и Якубом Голдбергом, поскольку он не имел «социальной значимости». Полански стал ассистентом Анджея Мунка, снявшего фильм «Косоглазое счастье» (1960), где он также сыграл небольшую роль репетитора Иоли. После Полански на год улетел во Францию вместе со своей женой Барбарой Квятковской. Там же он снял короткометражный фильм «Толстый и худой» (1961), в котором исполнил роль бедного слуги, униженного своим толстым хозяином. В начале 1961 года он вернулся в Польшу и зимой в окрестностях села Кири снял короткометражный фильм «Млекопитающие» (1962) о двух людях, спорящих о том, кто с кем должен кататься на санях.

Первые художественные фильмы (1961–1967)

В 1961 году, снова побывав в Париже, Полански вернулся в Лодзь по просьбе Ежи Боссака, который сообщил ему о своём согласии на постановку фильма «Нож в воде» (1962) после того, как Полански переработал сценарий фильма, который был написан двумя годами ранее. Фильм снимался летом 1961 года в Мазурах. После завершения съемок оператор Ежи Липман будучи за рулем автомобиля врезался в дерево — Полански, ехавший в качестве пассажира, получил перелом костей основания черепа и попал на две недели в больницу. Сюжет фильма в центре которого была драматическая история, происходящая между богатой супружеской парой (Леон Немчик, Йоланта Умецкая) и загадочным молодым человеком (Зигмунт Малянович), была резко оценена польскими критиками. Хотя формальная сторона фильма не вызывала никаких возражений, «Нож в воде» широко осуждался за продвижение западных ценностей, а также официально работу Полански упрекал Владислав Гомулка, первый секретарь ЦК Польской объединённой рабочей партии. Однако «Нож в воде» стал первым фильмом режиссёра-дебютанта, получивший награду «Золотая утка» за лучший фильм, премию ФИПРЕССИ на Венецианском кинофестивале и первую номинацию польского фильма на «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке. Тем не менее негативное отношение польских критиков к фильму и личности режиссёра вынудило Полански уехать из страны.

После отъезда из Польши и развода с Барбарой Квятковской, он нашел помощь в Париже у сценариста Жерара Брака, с которым вскоре подружился. Однако идеи сценариев, которыми Полански поделился с Браком, не нашли одобрения у французских продюсеров. Полански и Брак начали работу над одной из новелл для фильма «Самые прекрасные мошенничества в мире» (1964), но из-за того, что «Нож в воде» не имел успеха во Франции, было решено снимать в Амстердаме. Только благоприятный приём новеллы привлек внимание критиков к Полански, что вместе с растущей популярностью «Ножа в воде» дало режиссёру возможность снять еще один фильм в Великобритании. После работы с продюсерами Майклом Клингером и Тони Тенсером Полански и Брак написали сценарий к фильму «Отвращение» (1965) за семнадцать дней. На главную роль молодой женщины, страдающей параноидальной шизофренией и страхом перед мужчинами, режиссёр позвал Катрин Денёв. «Отвращение» имел международный успех и принёс Полански премию ФИПРЕССИ и «Серебряного медведя» на Берлинале. Питер Брэдшоу писал в The Guardian, «этот крайне отвратительный, пугающе убедительный психологический триллер — редкость, ужасный фильм, в котором женщина совершает преступление».

Успех «Отвращения» заставил Тенсера и Клингера согласиться на съёмки ещё одного фильм Полански и Брака. Следующий фильм «Тупик» (1966) снимали на островке Линдисфарн в Нортамберленде, где находился замок, служивший главным местом действия картины. По сюжету фильма молодая женщина в исполнении Франсуазы Дорлеак и её муж которого сыграл Дональд Плезенс сталкиваются с двумя гангстерами, которые медленно терроризируют пару. Фильм ссылался на пьесы Сэмюэля Беккета, из которых заимствована поэтика театра абсурда; отношения главных героев с гангстерами приобретают неожиданный характер и в то же время приводят к разрыву брака. «Тупик» был восторженно встречен критиками, получив в этот раз уже премию «Золотого медведя» за лучший фильм на Берлинале. Американский артхаусный кинокритик Джонатан Розенбаум признал «Тупик» «одной из лучших и чистейших работ» Полански. После успеха «Отвращения» и «Тупика» Полански стал одним из самых известных режиссёров. Он очень внимательно занимался своим имиджем, для того чтобы СМИ и папарацци проявили к нему интерес — он купил таунхаус в престижном лондонском районе Белгрейвия и обустроил его в необычном стиле (например, один из столиков был сделан в виде человека стоящего на четвереньках), водил роскошные машины, посещал ночные клубы в компании красивых женщин, провоцировал на конференциях и публичных выступлениях.

Следующей картиной Романа Полански стал «Бал вампиров» (1967), фильм британо-американского производства по заказу американского продюсера Мартина Рансохова. Эта комедия пародировала кровавые британские фильмы ужасов студии Hammer Films и деконструировала условности фильмов ужасов (например, попытка прогнать одного из вампиров не удалась из-за еврейского происхождения последнего). Полански исполнил одну из главных ролей, он сыграл неуклюжего ученика профессора-истребителя вампиров, роль которого досталась Джеку МакГоурэну. Главная женская роль досталась Шэрон Тейт, которая вскоре стала женой Полански. Однако сам фильм, подвергшийся значительному вмешательству со стороны Рансохова (было вырезано более 20 минут оригинального материала) и переименованный в «Бесстрашные убийцы вампиров», оказался художественной катастрофой, особенно в Соединенных Штатах; американский кинокритик Роджер Эберт язвительно написал, что во время кинопоказа, на котором он присутствовал, никто не смеялся, а «один или два человека даже плакали». 108-минутная режиссёрская версия была тепло принята во Франции и Италии.

Американский период (1968-1976)

В 1968 году вместе с Тейт и Кшиштофом Комедой Полански переехал в Голливуд, где наладил сотрудничество с продюсером Робертом Эвансом. Последний дал Роману прочитать роман ужасов «Ребёнок Розмари» Айры Левина, который понравился Полански, и он лично написал сценарий. Главная героиня одноименного фильма 1968 года — Розмари Вудхаус в исполнении Мии Фэрроу, со своим мужем Гаем, которого сыграл Джон Кассаветис переезжают в старый дом. Сразу же они знакомятся со своими новыми соседями, семьёй Костевет в исполнении Рут Гордон и Сидни Блэкмера. Спустя какое-то время Розмари начинает замечать, что соседи что-то скрывают и это может угрожать её жизни. Постепенно она узнаёт, что её муж и соседи поклоняются Сатане. «Ребёнок Розмари» заработал репутацию настоящего шедевра кино на тему сатанизма с феминистским тоном. Внимание рецензентов привлёк саундтрек фильма, похожий на колыбельную мелодию, сочинённый Комедой. Это была его последняя работа с Полански, и предпоследний саундтрек написанный для кино. Фильм также стал самым кассовым в карьере Полански, собрав в 35-40 раз больше своего бюджета в 2,3 миллиона долларов.

В 1968 году Полански пригласили в жюри 21-го Каннского кинофестиваля, но из-за событий мая 1968 года фестиваль был прерван, и в том году никаких наград не присуждалось. Полански написал сценарий к фильму «День на пляже» (1970), который позже продюсировал. Фильм марокканца Симона Хесера, снятый в Дании, не умел успеха и показывался только на кинофестивалях.

В августе 1969 года члены «Семьи» Чарльза Менсона проникли в дом Полански в Лос-Анджелисе и убили Шэрон Тейт вместе с несколькими друзьями. Сам режиссёр в это время был в Европе. После смерти жены и друзей Полански решил адаптировать шекспировскую пьесу «Макбет». «Макбет» (1971) снятый по пьесе Уильяма Шекспира, был оценён критиками как исключительно жестокий и «жестокий в своём мотивированном насилии», кроме того, в нём отразилась «холодная, варварская атмосфера пьесы Шекспира». Национальный совет кинокритиков признал «Макбета» Полански лучшим фильмом года.

В 1972 году Роман Полански уехал в Италию, где по сценарию Брака по заказу продюсера Карло Понти снял ещё один фильм о безумии. Абсурдистская комедия «Что?» (1972) рассказывала об американке Нэнси, которая в поисках приключений попадает в пансион, наполненный странными и эксцентричными людьми. Фильм Полански и Брака должен был напоминать необычные романы Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье», однако он не имел успеха у критиков. Полански обвиняли в дублировании условностей комедии абсурда, которую он высмеивал в фильме «Тупик», а со временем добавилась и критика сексистских диалогов. Эберт писал о фильме: «Интересно, сколько Карло Понти заплатил Роману Полански за этот фильм. 10 центов было бы, наверное слишком большой ценой».

После того как Полански завершил работу над фильмом «Что?» продюсер Роберт Эванс вместе с актером Джеком Николсоном убедили его снять «Китайский квартал» ​​(1974), по сценарию Роберта Тауна. Герой «Китайского квартала», частный детектив Дж. Дж. Гиттес в исполнении Джека Николсона оказывается вовлеченным в многослойный заговор, раскрывающий коррупционную схему на самом высоком правительственном уровне Лос-Анджелеса в результате которой планируется лишить город доступа к воде. Сценарий Тауна основан на реальной истории миллионера Уильяма Малхолланда, сделавшего состояние на орошении калифорнийских полей. Таун сразу писал сценарий под Джека Николсона, а на другие главные роли Полански пригласил Фэй Данауэй и Джона Хьюстона. В эпизодической роли в фильме появился и сам Полански, он сыграл одного из бандитов, который порезал ноздрю Гиттесу. Полански также ужесточил пессимистический финал картины, в сценарии Тауна фильм заканчивался на более оптимистичной ноте. Композитором фильма выступил Джерри Голдсмит, который до этого успел поработать над несколькими фильмами серии «Планеты обезьян» и сериалом «Сумеречная зона». Фильм имел огромный успех, он был номинирован на «Оскар» в 11 категориях (премию получил только Роберт Таун за Лучший оригинальный сценарий) и получил четыре «Золотых глобуса» (Лучший сценарий, Лучшая режиссёрская работа, Лучший фильм — драма и Лучшая мужская роль — драма). «Китайский квартал» занял первое место в читательском опросе газеты The Guardian в 2010 году как лучший фильм всех времён.

В 1976 году Полански уезжает в Европу на съёмки франко-американского фильма «Жилец», сценарий к фильму написал Жерар Брак, это была адаптация одноименного романа Ролана Топора. Режиссер сам исполнил главную роль выходца из Польши Трелковского, который живёт в многоквартирном доме среди назойливых и деспотичных соседей. Со временем усиливающееся вмешательство соседей в жизнь Трелковского доводит его до апогея паранойи. Фильм сразу же вызвал бурную реакцию критиков, например Бен Сакс сказал про «Жильца», что это фильм с чёрным юмором и «вероятно, самый кафкианский из всех фильмов режиссёра», а Ким Морган даже увидел в нём отсылки к Достоевскому. Сейчас «Жилец» считается шедевром Полански, а также «одним из самых мрачных и личных изображений душевного безумия, когда-либо снятых в кино».

Англо-французский период: конец XX века (1977–1999)

После выхода на экраны «Жильца» в 1976 году Полански получил французское гражданство. По приглашению Баварской государственной оперы он отправился в Мюнхен, где поставил оперу «Риголетто» Джузеппе Верди. Премьера «Риголетто» в октябре 1976 года в Национальном театре Мюнхена была восторженно встречена публикой. Тогда он получил предложение снять фильм по книге «Первый главный грех» (англ. The First Deadly Sin) (1973) Лоуренса Сандерса, сценарий должен был быть написан Тауном. После возвращения в США Полански планировал подать заявление на грин-карту, однако после скандала, связанного с обвинением Саманты Геймер в сексуальных домогательствах, дальнейшая карьера в США оказалась невозможной.

Несмотря на споры, связанные с делом Геймер, благодаря помощи французского режиссера и продюсера Клода Берри он решил воплотить в жизнь адаптацию романа Томаса Харди «Тэсс из рода д’Эрбервиллей» (1891). В 1976 году вышел фильм «Тэсс». Съёмки английской глубинки проходили на севере Франции (Нормандия и Бретань). Он довольно точно следует сюжету романа и посвящён стигме отвержения со стороны сообщества, что сейчас воспринимается в автобиографическом контексте. Фильм рассказывает о сложной судьбе девушки по имени Тэсс, которая узнаёт, что возможно принадлежит к аристократическому роду д’Эрбервиллей, она отправляется к дальним родственникам, но становится жертвой изнасилования. Тэсс на экране воплотила 17-летняя Настасья Кински. Полански выбрал Кински на главную роль, потому что она напоминала ему о Шэрон Тейт, у них обеих даже дни рождения были в один день — 24 января. Однако производственный процесс был для режиссера непростым опытом, общий бюджет фильма составил 10 миллионов долларов. Прокат фильма в США и Великобритании спасло его от финансовой катастрофы, которую предвещали плохие отзывы критиков во Франции. «Тэсс» получила премию «Оскар» в трёх номинациях: лучшая операторская работа, лучшая работа художника-постановщика, лучший дизайн костюмов; «Золотой глобус» в двух номинациях: лучший иностранный фильм, новая звезда года (актриса); «Сезар» в трёх номинациях: лучший режиссёр, лучший фильм, лучшая работа художника-постановщика.

В 1981 году он ненадолго вернулся в Польшу, где поставил пьесу «Амадей» Питера Шеффера в Варшавском «Театре на Воли», в которой сам же исполнил главную роль Моцарта. Но когда он уехал в Париж в декабре 1981 года, в результате объявления военного положения свободная художественная деятельность в Польше оказалась невозможной. Полански слишком поздно принял решение экранизировать пьесу Шаффера, ибо за её режиссуру уже взялся Милош Форман. В 1984 году Полански опубликовал свою автобиографию на английском языке под названием «Роман» (англ. Roman), на русский язык не переводилась. Его долгое отсутствие в мире кино было прервано, когда он получил возможность снять фильм «Пираты» (1986), съёмку которого планировал осуществить еще в 1974 году. Фильм снятый в Тунисе с Уолтером Маттау в главной роли, разочаровал критиков, будучи одновременно художественным и коммерческим провалом. Причина плохого приема «Пиратов» заключалась в постоянном его сравнении, не в пользу последнего, с классическим фильмом «Одиссея капитана Блада» (1935) Майкла Кёртиса. Пол Вернер говорил: «то, что так хорошо работало в „Балу вампиров“, здесь пошло на дно вместе со всей командой».

После провала «Пиратов», познакомившись с моделью Эммануэль Сенье, Полански решил снять более интимный, не костюмированный психологический триллер. Вместе с Браком он придумал сюжетную основу фильма под рабочим названием «Парижский проект». В итоге на картину было выделено 20 миллионов долларов, на главную роль был приглашён Харрисон Форд и фильм получил название «Неистовый» (1988). Вдохновленный работами Альфреда Хичкока и Фрица Ланга, фильм рассказывал о кардиологе в исполнении Форда, жена которого пропадает при загадочных обстоятельствах во время их совместного визита в Париж. «Неистового» критики хвалили на эффектную режиссуру, хотя нашлись и те, кто был расстроен отсутствием даже намёков на сюрреализм, которым был известен Полански.

В 1991 году Полански возглавлял жюри 44-го Каннского международного кинофестиваля, и вручил Золотую пальмовую ветвь фильму Джоэла и Итана Коэнов «Бартон Финк» (1991). Решение жюри вызвало споры, так как фильм Коэнов также был удостоен наград за лучшую режиссуру и лучшую мужскую роль (Джон Туртурро).

В 1992 году, вдохновлённый «Роковым влечением» (1987) Эдриана Лайна, Полански решил изменить эстетику своих фильмов. Французский продюсер Ален Сард предложил ему экранизацию романа Паскаля Брюкнера «Горькая луна». Полански и Брак написали сценарий вместе с английским автором Джоном Браунджоном, обновив содержание романа, действие которого происходило в 70-х годах ХХ века. Кроме того, вопреки первоисточнику Брюкнера, в сценарий были привнесены элементы мультикультурализма, которые французский писатель искренне ненавидел. Фильм «Горькая луна» вышел на экраны в 1992 году. По сюжету супруги путешествуя в морском круизе знакомятся с несколько странной супружеской парой, писателем Оскаром в исполнении Питера Койоти и его молодой женой — француженкой Мими, которую сыграла Эммануэль Сенье. После знакомства Оскар рассказывает молодому человеку историю своих любовных отношений с Мими. «Горькая луна» вызвала неоднозначную реакцию критиков: часть из них увидели в фильме личную историю режиссёра, другие ругали фильм за гротескный сценарий, плохую постановку и большой акцент на мелодраматизм. Критики сравнивали фильм Полански с работой Луи Маля «Ущерб» (1992), в пользу последнего. Тем не менее, в некоторых кругах «Горькая луна» считается культовым фильмом.

В 1993 году Полански сыграл одну из своих первых главных ролей в фильме другого режиссёра Джузеппе Торнаторе «Чистая формальность» (1994). Полански исполнил роль детектива, арестовавшего неудачливого писателя в исполнении Жерара Депардье. В 1994 году Полански перенёс на большие экраны спектакль Ариэля Дорфмана «Смерть и девушка». Фильм рассказывает о противостоянии жены (Сигурни Уивер) южноамериканского адвоката и его гостя (Бен Кингсли), в котором женщина узнаёт своего бывшего мучителя военных времён. Экранизация пьесы Дорфмана получила высокую оценку критиков за клаустрофобную атмосферу и второстепенную роль Стюарта Уилсона, воплотившего смущённого мужа бывшей жертвы. По сравнению с пьесой Дорфмана, лишённой какой-либо конкретной концовки, фильм Полански имел более провокационный финал. В отзывах на фильм писали, что режиссёр наделил персонажа сыгранного Кингсли автобиографическими чертами.

В 1996 году Роман Полански планировал снять фильм о столкновении двух двойников, в котором обе главные роли должен был сыграть Джон Траволта. Однако договориться с американским актёром режиссёр не смог, в итоге Траволта отказался от дальнейшего сотрудничества с Полански. Тогда режиссёр на какое-то время оставил режиссуру полнометражных фильмов и снял клип для Васко Росси на песню Gli angeli (1996). В 1996 году он также возглавлял жюри 53-го Венецианского кинофестиваля, где наградил «Золотым львом» режиссера Нила Джордана за фильм «Майкл Коллинз». А решение о присуждении награды за лучшую женскую роль 4-летней Виктуар Тивизоль, за роль в фильме Жака Дуайона «Понетт» было очень неожиданным решение и вызвало недоумение прессы.

В 1997 году режиссёра заинтересовал сценарий Энрике Урбису по книге Артуро Перес-Реверте под названием «Клуб Дюма, или Тень Ришельё». Пригласив Джона Браунджона к сотрудничеству, они вместе внесли радикальные изменения в сценарий. Главный герой антиквар получает загадочную книгу написанную якобы самим Сатаной, следом он становится мишенью таинственной секты. Из хорошо одетого испанца в оригинале, герой превратился в обыкновенного жителя Нью-Йорка, а роль досталась Джонни Деппу. Фильм получил название «Девятые врата» и вышел на экраны в 1999 году, картина была хорошо встречена как критиками, так и зрителями. Критики сравнивали фильм с «С широко закрытыми глазами» (1999) Стэнли Кубрика.

Англо-французский период: начало XXI века (2000-2020)

После выхода фильма «Девятые врата» Полански решил заняться чем-то кардинально отличающимся от всего что снимал до этого. Осенью 1999 года он прочитал английский перевод автобиографии Владислава Шпильмана, композитора, который благодаря добрым людям пережил немецкое вторжение в Польшу, книга рассказывала о его пребывание в Варшавском гетто и о разрушении польской столицы в результате Варшавского восстания. Хотя первая попытка снять историю Шпильмана была сделана сразу после Второй мировой войны, в результате вмешательства коммунистических властей был снят фильм «Непокорённый город» (польск. Miasto nieujarzmione) (1950), который имел мало общего с исходным материалом. В рамках британо-немецко-французско-польского совместного производства Полански снял военную драму «Пианист» (2002) по сценарию Рональда Харвуда. Роль Шпильмана исполнил Эдриен Броуди, а оператором стал Павел Эдельман. Несмотря на негативные отзывы в Польше и Франции, «Пианист» получил признание в других странах. Фильм имел большой успех и получил множество наград, включая: «Золотую пальмовую ветвь» на 55-м Каннском кинофестивале, премию «Сезар» в семи категориях и «Оскара» в трёх категориях (за лучшую режиссуру, адаптированный сценарий и мужскую роль). При бюджете в 35 миллионов долларов «Пианист» собрал в прокате 120.

Уголовное преследование

В 1977 году Полански был обвинён в изнасиловании тринадцатилетней девочки Саманты Геймер (в то время известной как Саманта Гейли) в доме актёра Джека Николсона в Лос-Анджелесе. Фотомодель Геймер, которую Полански пригласил якобы для съёмки для французского издания Vogue, вспоминала, что Полански дал ей шампанское и наркотик «Кваалюд» (метаквалон), после чего принудил её к оральному и анальному сексу. После ареста и предъявления обвинений Полански признал себя виновным в сексуальных отношениях с малолетней, чтобы посредством соглашения о признании вины смягчить обвинения, поскольку первоначально он обвинялся в изнасиловании ребёнка в возрасте до 14 лет с использованием алкоголя и наркотических веществ. До вынесения приговора и по условию соглашения между прокуратурой и адвокатами режиссёра Полански согласился на прохождение психиатрического обследования в течение трёх месяцев в госпитале для преступников при калифорнийской тюрьме города Чино. По возвращении из тюрьмы Полански был уведомлен адвокатом, что судья, рассматривавший его дело, сообщил ему, что изменил свою позицию и не намерен соглашаться с рекомендацией прокуратуры о вынесении Полански условного приговора без лишения свободы. Это стало нарушением договора, достигнутого адвокатами режиссёра с прокуратурой и ранее одобренного этим же судьёй, и 1 февраля 1978 года, непосредственно перед вынесением приговора, Полански бежал из США в Великобританию (в Лондон), а затем, чтобы избежать экстрадиции, — во Францию, жил он также на территории Швейцарии и Польши.

Впоследствии в печати всплыли и другие обвинения. Например, британская актриса Шарлотта Льюис заявила, что режиссёр силой овладел ею в парижском доме во время съёмок фильма «Пираты» в 1983 году, когда ей было 16 лет.

В мае 2018 года Киноакадемия США исключила Полански из своих рядов. В апреле 2019 года адвокат режиссёра подал ходатайство о восстановлении статуса Полански в американской Киноакадемии. В августе 2020 года Верховный суд округа Лос-Анджелеса отклонил ходатайство Полански.

Решения по экстрадиции в Швейцарии и Польше

В сентябре 2009 года Роман Полански прибыл в Швейцарию, чтобы получить награду за свою режиссёрскую деятельность. Организаторы кинофестиваля в Цюрихе заявили, что кинорежиссёр 26 сентября 2009 года был арестован полицией по ордеру, выданному в США и датированному 1978 годом, а также на основании международного ордера на арест 2005 года. Поскольку Полански признал вину и скрылся от суда, согласно американским законам, принцип давности на него не распространяется.

Министр культуры Франции Фредерик Миттеран заявил, что поражён арестом Полански. В коммюнике министерства говорилось, что Миттеран сожалеет об аресте режиссёра и французский министр «с изумлением узнал о действиях против Романа Полански — кинорежиссёра с мировым именем и французского гражданина, который задержан в Швейцарии», — сообщалось в документе.

Несколько десятков известных кинематографистов подписали обращение в поддержку Полански. В их числе Вуди Аллен, Дэвид Линч, Мартин Скорсезе, Вим Вендерс, Даррен Аронофски, Терри Гиллиам, Педро Альмодовар и др. Актрисы Фанни Ардан и Моника Беллуччи тоже выразили своё сожаление по поводу ареста Полански.

Главы внешнеполитических ведомств Франции и Польши заявили, что намерены обратиться к президенту США Бараку Обаме с тем, чтобы тот помиловал Полански и закрыл уголовное дело в отношении него. Губернатор Калифорнии Арнольд Шварценеггер отказался помиловать режиссёра. Апелляционный суд Лос-Анджелеса также отказался закрыть дело Полански.

Во время нахождения режиссёра под арестом на Берлинском кинофестивале состоялась премьера его нового фильма «Призрак»; фильм был удостоен «Серебряного медведя» за лучшую режиссуру. 12 июля 2010 года власти Швейцарии отказали американскому правительству в экстрадиции Полански в США и освободили режиссёра из-под домашнего ареста.

30 октября 2014 года заместитель министра иностранных дел Польши Рафал Тшасковский заявил, что Польша не видит оснований для задержания Романа Полански и передачи его властям США.

В октябре 2015 года польский суд (как ранее и суды других европейских государств) отказался экстрадировать Полански в США. Судами принималось во внимание, что сама потерпевшая, став взрослой, неоднократно требовала снять обвинения с режиссёра. «Как указывается в ходатайстве, уголовное преследование режиссера следует прекратить, так как предполагаемая потерпевшая испытывает слишком большое давление со стороны общественности.»

Основные темы

Практически все фильмы Поланского, снятые после «Бала вампиров», основаны на литературных первоисточниках.

Многие из его картин (особенно «классического» периода, заканчивающегося «Жильцом») погружают зрителя в ощущения психологической изоляции и паранойи. Герои «комнатной трилогии» («Отвращение», «Ребёнок Розмари», «Жилец») неумолимо спускаются в пучину безумия, мир этих фильмов отфильтрован сознанием психически нездорового протагониста, концовкам присущ элемент неопределённости, интерпретация оставлена на усмотрение зрителя.

Полански — один из самых пессимистичных режиссёров. Главный герой его фильма, как правило, сталкивается с угрозой подвергнуться моральному, а иногда и физическому насилию со стороны сил иррациональных, демонических, не доступных его пониманию. При этом эти силы в большинстве случаев побеждают; иногда дело заканчивается тем, что протагонист теряет рассудок.

Зло у Поланского может принимать самые разные формы:

  • Психические: медовый месяц оборачивается чередой унизительных издевательств со стороны неверной жены и невесть откуда взявшегося громилы («Тупик»), у психопатки наподобие хичкоковской Марни прикосновение любого мужчины пробуждает травматическое воспоминание о приставаниях со стороны отца («Отвращение»), эмигрант-неудачник ощущает себя не только кастрированным, но и буквально превращающимся в женщину («Жилец»).
  • Мистические: молодой человек подвергается сексуальным домогательствам со стороны вставших из могилы упырей («Бал вампиров»), беспринципный букинист неведомо для себя оказывается в постели с дьяволом («Девятые врата»), а на голом теле девушки, воспитанной у монашек, сатана вершит чёрную мессу («Ребёнок Розмари»).
  • Социально-политические: рафинированный еврейский интеллигент попадает в облаву озверевших нацистов («Пианист»), незадачливый писатель-инженю проводит ночь в постели с агентом ЦРУ, инспирировавшей преступления мирового масштаба («Призрак»), наивный ребёнок благородных кровей оказывается вовлечён в шайку циничных воров («Оливер Твист»).

Влияние

Полански принадлежит к числу самых влиятельных кинематографистов послевоенного времени. Например, его лента «Ребёнок Розмари» (1969) породила моду 1970-х на мистические фильмы ужасов («Изгоняющий дьявола», «Омен», «Сияние»). «Отвращение» стало ориентиром для адептов сюрреалистической образности и тонко психологизированных концовок. «Китайский квартал» предвосхитил расцвет жанра неонуар в 1990-е годы. Фильм братьев Коэнов «Бартон Финк» (которому каннское жюри во главе с Поланским присудило «Золотую пальмовую ветвь») по признанию его создателей, — оммаж в честь Поланского времён «комнатной трилогии». И если Лодзь формировал абсурдизм молодого Поланского, то присудивший режиссёру Золотую пальмовую ветвь («Пианист», 2002) Дэвид Линч в весьма зрелом возрасте отдал должное этому городу, сняв здесь свою «Внутреннюю империю» (2006).

Фильмография

Актёр

  • 1953 — Три повести / Trzy opowieści (segment Jacek)
  • 1955 — Волшебный велосипед / Zaczarowany rower
  • 1955 — Три старта / Trzy startyслушающий донесению в радио
  • 1955 — Велосипед / Rower (короткометражка)
  • 1955 — Поколение / PokolenieМундек
  • 1956 — Необыкновенная карьера / Nikodem Dyzma
  • 1957 — Обломки корабля / Wraki
  • 1957 — Конец ночи / Koniec nocy
  • 1958 — Эроика / Eroicaколядник
  • 1958 — Двое мужчин и шкаф / Dwaj ludzie z szafą (короткометражка)
  • 1958 — Позвони моей жене / Zadzwońcie do mojej żony?
  • 1959 — Когда падают ангелы / Gdy spadają anioły
  • 1959 — Летучая / Lotna
  • 1960 — Косоглазое счастье / Zezowate szczęścieрепетитор Иоли
  • 1960 — До свидания, до завтра / Do widzenia, do jutraРомек
  • 1960 — Невинные чародеи / Niewinni czarodziejeконтрабасист
  • 1961 — Осторожно, йети! / Ostrożnie, Yeti!
  • 1961 — Толстый и худой / Le Gros et le maigre (короткометражка)
  • 1961 — Самсон / Samson
  • 1965 — Отвращение / Repulsionигрок на ложках (камео)
  • 1967 — Бал вампиров / The Fearless Vampire Killersпомощник Альфред
  • 1969 — Чудотворец / The Magic Christianпьяница
  • 1972 — Что? / What?Москито (эпизод)
  • 1974 — Кровь для Дракулы / Blood for Draculaмужчина в таверне (камео)
  • 1974 — Китайский квартал / Chinatownчеловек с ножом
  • 1976 — Жилец / Le LocataireТрелковский
  • 1982 — Чехарда / Chassé-croisé
  • 1989 — В ожидании Годо / En attendant Godot (TV)
  • 1992 — Назад в СССР / Back in the U.S.S.R.русский мафиозо Курилов
  • 1994 — Чистая формальность / Una Pura Formalitaкомиссар
  • 1994 — Коварство славы / Grosse fatigueРоман Полански (камео)
  • 2000 — Дань уважения Альфреду Лепети / Hommage à Alfred
  • 2002 — Месть / Zemsta
  • 2007 — Час пик 3 / Rush Hour 3комиссар Реви
  • 2008 — Тихий хаос / Caos calmo
  • 2019 — Офицер и шпион / J’accuseслушатель на концерте

Документальные фильмы

  • 1970 — Чао, Федерико ! / Ciao Federico ! (документальный фильм Гидеона Бахмана (нем. Gideon Bachmann) о съёмках «Сатирикона»)

Озвучивание

  • 1962 — Нож в воде / Nóż w wodzieюноша

Режиссёр

  • 1962 — Нож в воде / Nóż w wodzie
  • 1965 — Отвращение / Repulsion
  • 1966 — Тупик / Cul-de-Sac
  • 1967 — Бал вампиров / The Fearless Vampire Killers
  • 1968 — Ребёнок Розмари / Rosemary’s Baby
  • 1971 — Макбет / The Tragedy of Macbeth
  • 1972 — Что? / What?
  • 1974 — Китайский квартал / Chinatown
  • 1976 — Жилец / Le Locataire
  • 1979 — Тэсс / Tess
  • 1986 — Пираты / Pirates
  • 1988 — Неистовый / Frantic
  • 1992 — Горькая луна / Bitter Moon
  • 1994 — Смерть и девушка / Death and the Maiden
  • 1999 — Девятые врата / The Ninth Gate
  • 2002 — Пианист / The Pianist
  • 2005 — Оливер Твист / Oliver Twist
  • 2010 — Призрак / The Ghost Writer
  • 2011 — Резня / Carnage
  • 2013 — Венера в мехах / La Vénus à la fourrure
  • 2017 — Основано на реальных событиях / D’après une histoire vraie
  • 2019 — Офицер и шпион / J’accuse

Короткометражные фильмы

  • 1955 — Велосипед / Rower (фильм не закончен)
  • 1957 — Убийство / Morderstwo
  • 1957 — Разгоняем танцульку / Rozbijemy zabawę
  • 1957 — Зубастая улыбка / Uśmiech zębiczny
  • 1958 — Двое мужчин и шкаф / Dwaj ludzie z szafą
  • 1959 — Лампа / Lampa
  • 1959 — Когда падают ангелы / Gdy spadają anioły
  • 1961 — Толстый и худой / Le Gros et le maigre
  • 1962 — Млекопитающие / Ssaki
  • 2007 — У каждого своё кино / Chacun son cinéma (эпизод «Эротический кинотеатр»)
  • 2009 — Жадность, новый аромат от Франческо Веззоли / GREED, a New Fragrance by Francesco Vezzoli
  • 2012 — Терапия / A Therapy

Награды и номинации

Награды

  • Фильм «Отвращение» — «Серебряный медведь» Берлинского кинофестиваля.
  • Фильм «Тупик» — «Золотой медведь» Берлинского кинофестиваля.
  • Фильм «Пианист» — «Золотая пальмовая ветвь» Каннского кинофестиваля; лучшая режиссура, премия «Оскар».
  • Фильм «Офицер и шпион» — премии «Сезар» за лучшую режиссуру и за лучший адаптированный сценарий.

Номинации

  • Фильм «Нож в воде» — лучший иностранный фильм, премия «Оскар».
  • Фильм «Китайский квартал» — лучшая режиссура, премия «Оскар».
  • Фильм «Тэсс» — лучшая режиссура, премия «Оскар».

Нереализованные проекты

  • «Двойник»

В 1997 году Полански отказался от идеи переработать для экрана «Мастера и Маргариту» и приступил к давно задуманной экранизации повести Достоевского «Двойник». Однако на съёмочной площадке выяснилось, что режиссёр добавил сцену, в которой главный герой в исполнении Джона Траволты должен был появиться обнажённым. Траволта наотрез отказался продолжить съёмки и без объяснения с режиссёром уехал из Парижа, оставив в недоумении 250 человек на съёмочной площадке. Полански впоследствии прокомментировал этот эпизод: «Столько народу вложили огромные усилия в этот проект, и тут совершенно внезапно всё разваливается на части. Пьер Гуффруа, который давно работает со мной в качестве художника-постановщика, плакал, когда пришлось демонтировать декорации… Как может Траволта, получающий за фильм зарплату в 20 млн долларов, вести себя столь глупым образом?» С осуждением действий Траволты выступили и другие режиссёры, в частности, Дэвид Линч.

  • «Помпеи»

В 2007 году широко анонсировалось начало съёмок фильма по роману Роберта Харриса — «Помпеи». Главные роли должны были исполнить Орландо Блум и Скарлетт Йоханссон . Однако работа над картиной была отложена на неопределённый срок, — при том, что права на фильм уже купили дистрибьюторы из 35 стран. В 2014 году фильм всё же вышел с другим режиссёром и актёрами.

Фильмы о Полански

  • «Роман Полански: Разыскиваемый и желанный» / Roman Polanski: Wanted and Desired (США, Великобритания; режиссёр Марина Зенович / Marina Zenovich; 2008).
  • «Роман Полански: Киномемуары» / Roman Polanski: A Film Memoir (Великобритания, Италия, Германия; режиссёр Лоран Бузеро /Laurent Bouzereau; 2011).
  • «Роман Полански: Третий лишний» / Roman Polanski: Odd Man Out (США; режиссёр Марина Зенович / Marina Zenovich; 2012).