Главная
Новости
Статьи
Ремонт
Каркасный дом
Несущие конструкции
Металлические конструкции
Прочность дорог
Дорожные материалы
Стальные конструкции
Грунтовые основания
Опорные сооружения




04.08.2021


04.08.2021


04.08.2021


03.08.2021


03.08.2021


02.08.2021


31.07.2021





Яндекс.Метрика

Tatra KT4

28.04.2021

Tatra KT4 (читается Татра KT4) — чешский двухсекционный сочленённый четырёхосный односторонний трамвайный вагон с реостатно-контакторной или тиристорно-импульсной системой управления. Выпускался АО «ЧКД Татра» Прага — Смихов с 1973 по 1997 год. Всего построено 1798 вагонов Tatra KT4 различных модификаций, многие из которых в дальнейшем были модернизированы.

Вагоны эксплуатировались в ГДР, СССР, Югославии и КНДР. Большинство вагонов продолжают эксплуатироваться и по сей день как в России и СНГ, так и в других европейских странах. Полное название этого трамвая звучит как KT4A2 D.

Конструкция

Описание

Четырёхосный сочленённый трамвайный вагон типа КТ4 предназначен главным образом для эксплуатации в городах с узкими улицами. Сам кузов вагона спроектирован для минимизации выноса в кривых. Соединение частей кузова обеспечивают: верхний подшипник на крыше и нижний подшипник, размещенный под полом кузова вагона. Оба подшипника представляют собой шарнир, который позволяет поворачивать части кузова вокруг вертикальной оси. Между тележками и обеими секциями вагона устроена система тяг, в результате работы которой обеспечивается стабильность кузова на прямых участках и минимальный вынос при прохождении кривых. Вагон имеет кабину на одном конце и возможность соединения двух вагонов по системе многие единиц (СМЕ).

Кузов вагона

Кузов вагона состоит из двух частей, которые поворотно соединены шарниром под полом и на крыше вагона. Каждая секция кузова вагона расположена на одной тележке, взаимно поворотно посаженных. Для однозначного определения кинематической увязки между тележками и кузовом, в пространстве под вагоном находится тяговой механизм, который в зависимости от взаимного поворота тележек отклоняет середину кузова в месте нахождения шарнира и гарантирует взаимный поворот секций кузова, а этим и оптимальный проезд кривой. Характерными для кузова вагона КТ4 являются широкие окна и угловатая форма. У вагона имеется четыре двустворчатых ширмовых двери с шириной проема в свету 1300 мм, которые позволяют произвести быструю посадку и высадку пассажиров. Вентиляция пассажирского салона обеспечивается потолочными люками и сдвижными стеклами в верхней части окон (форточками). Отопительные элементы вагона размещены в боковых кожухах у пола вагона.

Тележка

Тележка вагона имеет простую конструкцию. Рама тележки состоит из двух полурам эластично соединённых друг с другом. Рессорное подвешивание между рамой тележки и люлькой осуществляется с помощью резиновых пружин в комбинации со стальными пружинами. На каждой тележке помещено два тяговых двигателя с собственной вентиляцией. Соединение между двигателями и редуктором осуществляется с помощью карданного вала. Редуктор на оси — двухступенчатый, с цилиндрической и конической зубчатой передачей и может быть использован тоже и как гипоидный. Каждая тележка оснащена двумя рельсовыми тормозами, которые питаются от батареи напряжением 24 V. На валу каждого двигателя работает механический колодочный тормоз, который начиная со скорости 4 км/час действует как затормаживающий и как стояночный тормоз. Тележки существуют как для колеи 1000 мм, так и для колеи 1435 мм. Известны случаи переделки тележек и эксплуатации трамваев и на колее 1524 мм в Алма-Ате, Ижевске и в Новосибирске.

Сиденья и поручни

Сиденья пассажиров снабжены обивкой. Их размещение зависит от экспортного типа вагона. Для обеспечения безопасности стоящих пассажиров в пассажирском салоне вагона предусмотрены продольные и вертикальные поручни. Посередине каждого дверного проема, кроме последнего, также предусмотрен опорный поручень.

Кабина водителя

На главной панели водителя (пульте) размещены все важные элементы сигнализации и управления. На полу в кабине водителя находятся ножные элементы управления: ездовые и тормозные элементы управления и электромагнитное управление песочницами. В левом столике помещается отключение контактного провода — заземление и высоковольтные предохранители. В правой отделяющей стенке вагона находятся остальные элементы сигнализации и управления. Место водителя отапливается калорифером. Естественная вентиляция производится с помощью сдвижных окон (форточек), принудительную вентиляцию обеспечивает вентилятор калорифера (скорость воздушного потока 140 м³/час) и дополнительный вентилятор (скорость воздушного потока 500 м³/час) В задней части вагона для маневрирования трамваем без пассажиров предусмотрен вспомогательный переключатель управления вагоном, запираемый на ключ.

Электрическая оснастка

Вагон Tatra KT4t оснащён тиристорно-импульсной системой управления (ТИСУ) типа TV3. Тяговые двигатели ТЕ 023 с собственной вентиляцией в каждой тележке последовательно соединены, и каждая группа двигателей управляется одним тиристорно-импульсным преобразователем. Деятельность импульсных преобразователей управляется электронным регулятором формой логических сигналов, что является выгодным особенно при управлении по СМЕ. В батарейном хозяйстве используется статический преобразователь. Благодаря исключению мотор-генератора в низковольтной сети (24 V) повысилась электрическая эффективность и эксплуатационная надежность вагона. На вагоне КТ4t как составная часть электрической оснастки смонтирована система защиты от буксования и юза, которая улучшает использование сцепного веса и защищает моноблок от повышенного износа.

Вагон Tatra KT4SU оснащён реостатно-контакторной системой управления (РКСУ) UA15P с комплектом электрооборудования TR-37, основными частями которого являются многопозиционный автоматический главный контроллер (ускоритель) ОА22, тяговые двигатели ТЕ 022 с принудительной вентиляцией, умформер и аккумуляторная батарея.

Модификации

Трамвай Tatra KT4 выпускался в четырёх основных модификациях:

  • KT4D — версия для ГДР
  • KT4SU — версия для СССР
  • KT4YU — версия для Югославии
  • KT4K — версия для КНДР

KT4D

Одной из причин создания нового типа трамвайных вагонов были заказы ГДР, которая должна была приостановить своё собственное производство трамвайных вагонов в середине шестидесятых годов на основе договоренностей в рамках СЭВ в пользу закупок трамвайных вагонов ЧКД. ГДР требовались трамвайные вагоны, которые могли бы эксплуатироваться в городах с узкими улицами и тяжёлым профилем, характерными для большинства городов ГДР. Также трамвайные вагоны должны были иметь возможность эксплуатироваться на колее 1000 мм, имевшейся у некоторых городов ГДР. Для решения поставленных задач были нужны вагоны, имеющие узел сочленения. ЧКД уже имел опыт производства сочлененных вагонов. 3 трамвайных вагона-прототипа новой модели разрабатывались в 1969 (1 вагон) и 1973 (2 вагона) годах. Особенностью узла сочленения был тяговой механизм, который в зависимости от взаимного поворота тележек отклонял середину кузова в месте сочленения и гарантировал взаимный поворот секций кузова, а этим и оптимальный проезд кривой. Эта конструкция испытывалась уже в 1969 году на перестроенном прототипе вагона K1 в Праге, инвентарный номер 7000. После короткого испытания в Праге два прототипа вагона KT4 1973 года (инвентарные номера 8001 и 8002) выпуска были отправлены в Потсдам, где им были присвоены инвентарные номера 001 и 002. Они эксплуатировались до 1989 года. После окончания эксплуатации вагон 002 был отправлен в музей. В 1974 году началось серийное производство трамвайных вагонов этой модели.

Трамвайные вагоны KT4D могли эксплуатироваться одиночно или в составе поезда из двух вагонов по СМЕ. В Эрфурте проводились эксперименты по эксплуатации поездов из трех вагонов, суммарная длина такого поезда составляла 57 м. В 1983 году были построены 2 прототипа трамвайных вагона KT4 Dt (с ТИСУ TV3). После испытания в Праге (под инвентарными номерами 0014 и 0015) они были переданы в Берлин, где им были присвоены инвентарные номера 219 302 и 219 303. В 1992 году они были перенумерованы в 9702 и 9703. А через три года модернизированы по типу KT4M и перенумерованы в 7011 и 7012. В 1986 и 1987 годах были выпущены 97 вагонов KT4 Dt.

KT4SU

Трамвайные вагоны, которые имели возможность работы на узких улицах и тяжёлом профиле, были необходимы и некоторым трамвайным хозяйствам СССР. Два прототипа KT4 SU были построены в 1976 году. После испытаний в Праге (инвентарные номера 8007 и 8008) они были отправлены во Львов, где получили инвентарные номера 1 и 2. Через несколько лет были перенумерованы в 1001 и 1002, а в 1998 году 1002 был списан. Серийное производство моделей KT4 SU началось в 1980 году.

KT4YU

С 1980 начались поставлялись KT4 под маркой KT4 YU в Югославию. В Белграде они заменили все другие типы подвижного состава трамвая. В Загребе они применяются наряду с более старыми типами T4 YU и B4 YU. Там же испытывался с 1986 года прототип трамвайного вагона KT4 YUt с ТИСУ TV3.

KT4K

В 1991 году были поставлены 50 вагонов модели KT4 K в Пхеньян для нового трамвайного депо в северокорейской столице.

KT4UA

Глубокая модернизация трёх вагонов Tatra KT4SU, проведённая в Виннице

Эксплуатация

По состоянию на сентябрь 2018 года трамваи этой модели находятся в эксплуатации у следующих городов:

Запорожье