Аллилуиарий




Главная
Новости
Статьи
Ремонт
Каркасный дом
Несущие конструкции
Металлические конструкции
Прочность дорог
Дорожные материалы
Стальные конструкции
Грунтовые основания
Опорные сооружения




11.04.2021


11.04.2021


09.04.2021


09.04.2021


09.04.2021


08.04.2021


08.04.2021





Яндекс.Метрика

Аллилуиарий

07.03.2021

Аллилуиарий — изменяемая (чаще всего) часть литургии, состоящая в неоднократном пении Аллилуйя со стихами из Псалтири, предваряющая чтение Евангелия. Присутствует в большинстве существующих богослужебных обрядов.

В византийском обряде

В византийском обряде (Православная церковь и ряд восточнокатолических церквей) аллилуиарий чаще состоит из трехкратного пения Аллилуйя, разделяемых двумя стихами из Псалтири, на аллилуйных богослужениях часто — из четырёхкратного. Смысл аллилуиария состоит в подготовке молящихся к чтению Евангелия и некоторых других священных текстов, в связи с чем этому песнопению придаётся особенная торжественность. По богослужебному уставу пение аллилуиария должно сопровождаться каждением алтаря, иконостаса и молящихся, но в современной практике каждение обычно совершается раньше — во время чтения Апостола. Главную смысловую нагрузку несёт в аллилуиарии именно Аллилуйя, а не стихи псалмов, поэтому песнопение не является антифоном или прокимном.

В течение богослужебного года аллилуиарий поётся на всех литургиях Иоанна Златоуста и Василия Великого (за исключением Великой субботы, когда он заменяется на пение 81 псалма), на вечерне Великой пятницы и утрене Великой субботы, а также на некоторых литургиях преждеосвященных даров (только если в этот день полагается евангельское чтение, но не в Великие понедельник, вторник и среду), . Помимо литургии аллилуиарий исполняется при совершении таинств крещения, миропомазания, брака, елеосвящения, а также некоторых треб (отпевание, водоосвящение), так как в их чинопоследование входит чтение Апостола и Евангелия.

Выбор стихов аллилуиария на литургии связан с днём недели и празднуемым событием, большинство стихов помещается в богослужебном Апостоле.

В Древневосточных церквах

Аллилуиарий имеется в литургиях всех восточных обрядов. В коптском обряде перед Евангелием читается рядовой псалом Давида, завершающийся пением Аллилуйя. В армянском обряде хор дважды поёт Аллилуйя и стих псалма, а затем диакон возглашает третье Аллилуйя.

В эфиопской литургии аллилуиарий является неизменным и состоит из первых трёх стихов 33 псалма, перемежающихся Аллилуйя. В Яковитской церкви (западно-сирийский обряд) аллилуиарий также неизменен: диакон возглашает Псалом Давида перед «Отче наш», получает благословение от священника и дважды поёт Аллилуйя, а затем священник читает славословие на стихи псалма 95 с Аллилуйя. В восточно-сирийском обряде аллилуиарий называется Zumara и состоит из стихов переменного псалма с Аллилуйя.

В западных обрядах

Первоначально аллилуиарий в римском обряде исполнялся только в период от Пасхи до Пятидесятницы, о чём свидетельствуют блаженный Августин и папа Григорий Великий (хотя последний отмечал случаи пения аллилуиария и за рамками Пятидесятницы). Последний связывал установление этого пения с папой Дамасом и блаженным Иеронимом, перенявшими этот обычай от Иерусалимской церкви. Уже к IX веку установился обычай петь аллилуиарий в течение всего календарного года, за исключением Адвента, Великого поста и заупокойных месс, а в период от Пасхи Пятидесятницы Аллилуйя, помимо собственно аллилуиария, присутствовала в праздничных антифонах.

Аллилуиарий римского обряда (чаще называется просто «Alleluia») состоит из двукратного Аллилуйя, стиха псалма (versus) и третьего Аллилуйя. На тридентской мессе аллилуиарий пелся после градуала перед Евангелием, в пореформенной мессе — после второго чтения перед Евангелием (градуал помещён между первым и вторым чтениями). Во время Адвента, Великого поста и на заупокойных мессах аллилуиарий заменяется на тракт или особый «стих перед Евангелием».

В амвросианском обряде градуал и аллилуиарий поются перед Евангелием. В мосарабском обряде аллилуиарий называется Laudes, исполняется после Евангелия и проповеди и состоит из Аллилуйя, одного или более стихов из Псалтири и ещё одного Аллилуйя. Ныне не существующий галликанский обряд был одним из немногих, не знавших аллилуиария: до и после Евангелия исполнялось Трисвятое, а Laudes, схожий с мосарабским, пелся после оффертория.