Главная
Новости
Статьи
Ремонт
Каркасный дом
Несущие конструкции
Металлические конструкции
Прочность дорог
Дорожные материалы
Стальные конструкции
Грунтовые основания
Опорные сооружения




23.07.2021


22.07.2021


22.07.2021


21.07.2021


20.07.2021


20.07.2021


19.07.2021





Яндекс.Метрика

Пяст

28.02.2021

Пяст (польск. Piast) — легендарный предок династии Пястов. Согласно Хронике Галла Анонима, Пяст был сыном бедного пахаря Котышко. У него была жена Жепиха (Репка) и сын Земовит.

Биография

Хроника Галла Анонима является единственным ранним историческим источником, в котором содержится предание о происхождении династии Пястов. Согласно Хронике, князь полян Попель II устроил пир в честь пострижения своих двоих сыновей. Неожиданно без приглашения на пир пришли двое чужеземцев, которых не только не пустили за стол, но и отогнали от Гнезно — столицы полян, в которой и проводился праздник. Чужеземцы отправились прочь из города и в пригороде случайно встретили пахаря князя, который пригласил их в дом. Оценив гостеприимство хозяина, гости сказали ему «Пусть наш приход будет вам на радость и вы получите от нас избыток благополучия, а в потомстве честь и славу». Пяст, как и Попель, также проводил пир в честь пострижения своих сыновей. Гостеприимный хозяин пригласил странников за стол и разделил с ними трапезу, хотя и был бедняком. Еды и питья не должно было хватить с избытком, но случилось чудо: пиво в бочонке не кончалось, а заколотого поросёнка хватило, чтобы наполнить десять мисок, что также вызвало удивление хозяина. Осознав чудо, Пяст и Жепиха, предварительно посовещавшись с гостями, решили пригласить на пир князя и всех его гостей. Когда пир начался, чужеземцы совершили обряд пострижения сына Пяста и дали ему имя Земовит. Возмужав, Земовит изгнал Попеля и сам стал князем полян. Хотя существование Земовита и ставится под сомнение, многие авторитетные исследователи склоняются в пользу его историчности.

Позднейшие легенды

Записанное Галлом Анонимом предание о Пясте было без существенных изменений воспроизведено и в хронике Винцентия Кадлубка. Первое значительное дополнение к нему относится только к началу XIV века и содержится в Хронике Дзежвы, согласно которой таинственные гости Пяста были не кем иным, как ангелами Иоанном и Павлом.

В Великопольской хронике действие перенесено из Гнезно в Крушвицу, причём избрание князя состоялось во время второго появления чужеземцев, которые только тогда сотворили чудо, умножив еду и питьё. Князем же был избран не Земовит, а сам Пяст, по Хронике называвшийся так потому, что «ростом был мал, но крепок телом и красивой наружности». Эта версия была повторена Длугошем, который добавил, что избрание Пяста на княжение происходило в условиях вторжения соседей после смерти Попеля, и ошибочно датировал эти события 954 или 964 годом. Также Длугош приводит рассказ о переносе столице из Крушвицы в Гнезно. Согласно хронисту, Пяст умер в возрасте 120 лет, не сумев, однако, восстановить государство в границах, существовавших до раздела княжества между детьми Лешека III.

Мартин Бельский повторил рассказ Длугоша, добавил сведения о том, что Пяст был бортником или колесником. Согласно Бельскому, после смерти Попеля князем было решено избрать того, кто первым окажется на другой стороне озера. В это время Пяст возвращался с пасеки, расположенной на другой стороне озера, благодаря чему и был избран на княжение. К сведениям Длугоша о смерти Пяста в возрасте 120 лет, Бельский добавил, что его правление длилось 50 лет, а избрание состоялось в 842 году.

Пяст как символ

Памятник Пясту в Злотуве

Во время расцвета идеологии сарматизма и шляхетской демократии в Польше образ Пяста стал восприниматься как синоним «польскости» и идеалов пасторализма (сельского уклада жизни). Особенно часто шляхта прибегала к этому образу во время выборов монарха, требуя избрания «Пяста», то есть поляка, в отличие от иностранных кандидатов.

В эпоху Просвещения образ Пяста стал символом «честного предка», действующего на благо государства не силой оружия, а тяжёлой работой. Идеальным «пястом» представал Казимир Великий. Во времена расцвета романтизма Пяст стал синонимом «польскости», идеалом добродетели и символом демократизма. Образ Пяста — счастливого крестьянина стал популярен в период Молодой Польши. Образ Пяста также активно эксплуатировался польскими левыми силами, что нашло отражение в названии Польской крестьянской партии «Пяст».

Образ в историографии

С течением времени образ Пяста в польской историографии претерпевал значительные изменения. В XIX веке была популярна версия о том, что Пяст был майордомом князя Попеля. Считалось даже (по версии, предложенной Тадеушем Войцеховским), что слово «пяст» было не именем, а названием должности, происходящим от слова «пестовать». В качестве аналогии приводилось правление Пипина Короткого, бывшего майордомом, что, однако, не помешало ему устранить последнего представителя королевской династии Меровингов и самому стать королём франков.

Позднее некоторые исследователи, такие как, например, Казимир Шляский и Генрих Ловмянский, видели в предании о Пясте отображение установления власти полян над гоплянами.

В изданном в 1986 году труде «Предание о Пясте и Попеле» Яцек Банашкевич предложил трактовать свидетельства о Пясте-пахаре в рамках теории трёх функций Жоржа Дюмезиля в качестве героя-символа третьей (земледельческой) функции.

Образ в культуре

Пяст в кинематографе

  • Когда Солнце было Богом (2003) — Даниэль Ольбрыхский