Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер
Каркасный дом
Несущие конструкции
Металлические конструкции
Прочность дорог
Дорожные материалы
Стальные конструкции
Грунтовые основания
Опорные сооружения





















Яндекс.Метрика

Антифон

Антифон (греч. ἀντίφωνος «звучащий в ответ; откликающийся, вторящий»):

  • в православном богослужении песнопение, исполняемое антифонно;
  • в католическом богослужении рефрен, исполняющийся до и после псалма или евангельских песней: см. Магнификат, Песнь библейская (canticum).

Антифонное пение, по свидетельству святого Игнатия Антиохийского, введшего его в богослужение, символически передаёт пение ангелов, прославляющих Бога.

Антифоны в православном богослужении

  • Антифоны Псалтири (или Антифоны кафизм) — так называют части кафизм Псалтири, поскольку устав назначает петь стихи кафизм попеременно двум ликам. На великой вечерне антифоном служат стихи из 1-го, 2-го и 3-го псалмов с припевом «Аллилуия».
  • Антифоны степенные — полиелейные антифоны воскресной утрени. Названы так потому, что они являются ипопсалмами (припевами) к «степенным» Псалмам 119—133, называвшимся у евреев песнями степеней. Эти песни пелись ветхозаветными священниками при восхождении на большие ступени Иерусалимского храма. Нынешние Степенные антифоны составлены, возможно, в Студийском монастыре в Константинополе святым Феодором Студитом (ум. 826 год). Степенных антифонов восемь — по числу гласов. Каждый составлен из трёх частей для каждого гласа, кроме 8-го, где их четыре. Эти песнопения аскетического содержания, в них говорится об очищении и исправлении души от страстей и греха. Поются они на особый напев. К каждому присоединено в конце прославление Святого Духа.
  • Антифоны изобразительные — из псалмов 102-го и 145-го, поющиеся в начале Литургии Иоанна Златоуста и Василия Великого после великой ектении. В качестве третьего изобразительного антифона поются Блаженны (Мф. 5:3-12) чередуясь с тропарями 3-й и 6-й, или иной, песен канона утрени.
  • Антифоны вседневные — состоят из стихов 91-го псалма с припевом «Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас», 92-го псалма с припевом «Молитвами святых Твоих, Спасе, спаси нас» и 94-го псалма с припевом «Спаси ны, Сыне Божий, во святых Дивен Сый, поющия Ти: Аллилуия». Поются на Литургии вместо изобразительных псалмов и Блаженных, когда нет никаких праздников и в уставе не указаны песни канона для пения на Блаженных.
  • Антифоны праздничные — поются так же на Литургии в Господские двунадесятые праздники, составлены из стихов разных псалмов, соответственно содержанию праздника. Стихи псалмов исполняются с припевами: «Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас» (на первом антифоне), «Спаси ны, Сыне Божий…» (на втором антифоне) и с тропарём самого праздника (на третьем антифоне).
  • Антифоны страстные — 15 антифонов со своими стихами-припевами после первых шести из двенадцати Страстных евангелий во время Последования великих страстей Христовых на утрени Великого пятка.

Антифоны в католическом богослужении

В прошлом антифон возобновлялся после каждого псалмового стиха (верса). Ныне версы исполняются большей частью подряд (включая малую доксологию в конце псалмового блока). Таким образом, антифон звучит только дважды (в начале и в конце композиции) и утрачивает своё первоначальное значение рефрена.

Антифон (наряду с распевом псалмов) — наиболее употребительный жанр плавного распева и самая распространённая форма в оффиции и мессе католиков. К особым моментам службы приурочены инвитаторий (лат. invitatorium) — предначинательный антифон, интроит (introitus) — входной антифон мессы, коммунио (communio) — причастный антифон, и т. д. и т. п.

Псалмы исполняются антифонно двумя группами певчих, однако сам антифон поётся хором, без деления на группы. Тон, на который распевается псалм, всегда соответствует ладу антифона. Окончание псалма соединяется с началом антифона с помощью стереотипной мелодической фразы — дифференции (differentia; в нотах обозначается «euouae» — гласными текста «seculorum amen» — «[во веки] веков аминь»). Мелодии антифонов, как правило, невелики по объёму и содержат незначительные распевы слогов (относятся к классу песнопений невменного типа).

Исключение составляют:

  • четыре марианских (богородичных, «финальных») антифона: «Alma Redemptoris mater» («Благодатная Мать Спасителя»), «Ave regina caelorum» («Радуйся, Царица небес»), «Regina caeli» («Царица неба») и «Salve Regina» («Радуйся, Царица»); все они исполняются без псалма и структурно напоминают гимны;
  • семь «больших», называемых также «O-антифонами» (antiphonae maiores, начинаются с междометия «о»): O sapientia, O Adonai, O radix Jesse, O clavis David, O Oriens, O rex gentium, O Emmanuel (О…. Премудрость, Господь, корень Иессеев, ключ Давидов, Восток, Царь народов, Эммануэль). Первые буквы о-антифонов в порядке от конца к началу образуют акростих ERO CRAS («Се гряду»);
  • процессионные антифоны, приуроченные к праздникам церковного года (Вербное воскресенье, неделя перед Вознесением и др.) и специальным церковным службам (освящению храма, коронации, погребению и т. п.), во время которых совершался ход (ныне, с сокращением количества процессий в католическом ритуале, процессионные антифоны практически исчезли).

Мелодии этих особых антифонов отличаются протяжённостью, некоторые процессионные и все марианские антифоны написаны в мелизматическом стиле.

Названные литургические, структурные и музыкальные особенности антифона традиционны для католического богослужения от начала Средних веков до Второго Ватиканского собора, который прошёл в 1960-е годы. По установлениям этого собора певческий обиход католиков был пересмотрен (главным образом, в сторону упрощения): обязательность латыни как литургического языка была отменена, музыкальное сопровождение службы было радикально сокращено, молитвенные распевы заменены «сухими» чтениями и т.д.

Антифоны оффиция собраны в певческой книге, которая носит название антифонарий. Антифоны мессы находятся в градуале. Существуют и другие (менее распространённые) виды певческих книг, содержащих антифоны. Основу изучения исторических форм западных антифонов (только текстов, но не музыки) заложил монах бенедиктинского аббатства в Солеме (Франция) Рене Эсбер, который исследовал и классифицировал свыше 1000 рукописей.

Другие значения

В древнегреческой науке о музыке (Платон, «Проблемы» Псевдо-Аристотеля, Гауденций и др.) термином «антифон» обозначался интервал октавы и двойной октавы.


Имя:*
E-Mail:
Комментарий: