Антифон




Главная
Новости
Статьи
Ремонт
Каркасный дом
Несущие конструкции
Металлические конструкции
Прочность дорог
Дорожные материалы
Стальные конструкции
Грунтовые основания
Опорные сооружения




06.03.2021


06.03.2021


06.03.2021


05.03.2021


04.03.2021


04.03.2021


03.03.2021


03.03.2021


02.03.2021


02.03.2021





Яндекс.Метрика
         » » Антифон

Антифон

21.01.2021

Антифон (греч. ἀντίφωνος «звучащий в ответ; откликающийся, вторящий»):

  • в православном богослужении песнопение, исполняемое антифонно;
  • в католическом богослужении рефрен, исполняющийся до и после псалма или евангельских песней: см. Магнификат, Песнь библейская (canticum).

Антифонное пение, по свидетельству святого Игнатия Антиохийского, введшего его в богослужение, символически передаёт пение ангелов, прославляющих Бога.

Антифоны в православном богослужении

  • Антифоны Псалтири (или Антифоны кафизм) — так называют части кафизм Псалтири, поскольку устав назначает петь стихи кафизм попеременно двум ликам. На великой вечерне антифоном служат стихи из 1-го, 2-го и 3-го псалмов с припевом «Аллилуия».
  • Антифоны степенные — полиелейные антифоны воскресной утрени. Названы так потому, что они являются ипопсалмами (припевами) к «степенным» Псалмам 119—133, называвшимся у евреев песнями степеней. Эти песни пелись ветхозаветными священниками при восхождении на большие ступени Иерусалимского храма. Нынешние Степенные антифоны составлены, возможно, в Студийском монастыре в Константинополе святым Феодором Студитом (ум. 826 год). Степенных антифонов восемь — по числу гласов. Каждый составлен из трёх частей для каждого гласа, кроме 8-го, где их четыре. Эти песнопения аскетического содержания, в них говорится об очищении и исправлении души от страстей и греха. Поются они на особый напев. К каждому присоединено в конце прославление Святого Духа.
  • Антифоны изобразительные — из псалмов 102-го и 145-го, поющиеся в начале Литургии Иоанна Златоуста и Василия Великого после великой ектении. В качестве третьего изобразительного антифона поются Блаженны (Мф. 5:3-12) чередуясь с тропарями 3-й и 6-й, или иной, песен канона утрени.
  • Антифоны вседневные — состоят из стихов 91-го псалма с припевом «Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас», 92-го псалма с припевом «Молитвами святых Твоих, Спасе, спаси нас» и 94-го псалма с припевом «Спаси ны, Сыне Божий, во святых Дивен Сый, поющия Ти: Аллилуия». Поются на Литургии вместо изобразительных псалмов и Блаженных, когда нет никаких праздников и в уставе не указаны песни канона для пения на Блаженных.
  • Антифоны праздничные — поются так же на Литургии в Господские двунадесятые праздники, составлены из стихов разных псалмов, соответственно содержанию праздника. Стихи псалмов исполняются с припевами: «Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас» (на первом антифоне), «Спаси ны, Сыне Божий…» (на втором антифоне) и с тропарём самого праздника (на третьем антифоне).
  • Антифоны страстные — 15 антифонов со своими стихами-припевами после первых шести из двенадцати Страстных евангелий во время Последования великих страстей Христовых на утрени Великого пятка.

Антифоны в католическом богослужении

В прошлом антифон возобновлялся после каждого псалмового стиха (верса). Ныне версы исполняются большей частью подряд (включая малую доксологию в конце псалмового блока). Таким образом, антифон звучит только дважды (в начале и в конце композиции) и утрачивает своё первоначальное значение рефрена.

Антифон (наряду с распевом псалмов) — наиболее употребительный жанр плавного распева и самая распространённая форма в оффиции и мессе католиков. К особым моментам службы приурочены инвитаторий (лат. invitatorium) — предначинательный антифон, интроит (introitus) — входной антифон мессы, коммунио (communio) — причастный антифон, и т. д. и т. п.

Псалмы исполняются антифонно двумя группами певчих, однако сам антифон поётся хором, без деления на группы. Тон, на который распевается псалм, всегда соответствует ладу антифона. Окончание псалма соединяется с началом антифона с помощью стереотипной мелодической фразы — дифференции (differentia; в нотах обозначается «euouae» — гласными текста «seculorum amen» — «[во веки] веков аминь»). Мелодии антифонов, как правило, невелики по объёму и содержат незначительные распевы слогов (относятся к классу песнопений невменного типа).

Исключение составляют:

  • четыре марианских (богородичных, «финальных») антифона: «Alma Redemptoris mater» («Благодатная Мать Спасителя»), «Ave regina caelorum» («Радуйся, Царица небес»), «Regina caeli» («Царица неба») и «Salve Regina» («Радуйся, Царица»); все они исполняются без псалма и структурно напоминают гимны;
  • семь «больших», называемых также «O-антифонами» (antiphonae maiores, начинаются с междометия «о»): O sapientia, O Adonai, O radix Jesse, O clavis David, O Oriens, O rex gentium, O Emmanuel (О…. Премудрость, Господь, корень Иессеев, ключ Давидов, Восток, Царь народов, Эммануэль). Первые буквы о-антифонов в порядке от конца к началу образуют акростих ERO CRAS («Се гряду»);
  • процессионные антифоны, приуроченные к праздникам церковного года (Вербное воскресенье, неделя перед Вознесением и др.) и специальным церковным службам (освящению храма, коронации, погребению и т. п.), во время которых совершался ход (ныне, с сокращением количества процессий в католическом ритуале, процессионные антифоны практически исчезли).

Мелодии этих особых антифонов отличаются протяжённостью, некоторые процессионные и все марианские антифоны написаны в мелизматическом стиле.

Названные литургические, структурные и музыкальные особенности антифона традиционны для католического богослужения от начала Средних веков до Второго Ватиканского собора, который прошёл в 1960-е годы. По установлениям этого собора певческий обиход католиков был пересмотрен (главным образом, в сторону упрощения): обязательность латыни как литургического языка была отменена, музыкальное сопровождение службы было радикально сокращено, молитвенные распевы заменены «сухими» чтениями и т.д.

Антифоны оффиция собраны в певческой книге, которая носит название антифонарий. Антифоны мессы находятся в градуале. Существуют и другие (менее распространённые) виды певческих книг, содержащих антифоны. Основу изучения исторических форм западных антифонов (только текстов, но не музыки) заложил монах бенедиктинского аббатства в Солеме (Франция) Рене Эсбер, который исследовал и классифицировал свыше 1000 рукописей.

Другие значения

В древнегреческой науке о музыке (Платон, «Проблемы» Псевдо-Аристотеля, Гауденций и др.) термином «антифон» обозначался интервал октавы и двойной октавы.