Храм Димитрия Солунского (Морево)




Главная
Новости
Статьи
Ремонт
Каркасный дом
Несущие конструкции
Металлические конструкции
Прочность дорог
Дорожные материалы
Стальные конструкции
Грунтовые основания
Опорные сооружения




06.03.2021


06.03.2021


06.03.2021


05.03.2021


04.03.2021


04.03.2021


03.03.2021


03.03.2021


02.03.2021


02.03.2021





Яндекс.Метрика
         » » Храм Димитрия Солунского (Морево)

Храм Димитрия Солунского (Морево)

19.01.2021

Храм Димитрия Солунского — православный храм в селе Морево Дмитровского района Орловской области. Самая старая из сохранившихся и первая каменная церковь на территории современного Дмитровского района. Памятник архитектуры и градостроительства федерального значения.

История

Деревянный православный храм, освящённый в честь великомученика Димитрия Солунского, упоминается в Морево с 1620-х годов. На протяжении XVII века к приходу храма, помимо жителей села, было приписано население соседних деревень — Горбуновки, Кузьминки, Мошков и Соломина. По мере возникновения церковных приходов в Дмитровске и Соломино, в приходе Дмитриевского храма остались только село Морево и деревня Мошки.

В 1640-е годы в Дмитриевском храме служил священник Даниил, бывший вдовцом. Псаломщиком был Некрас Трофимов, у которого была жена Дарья Иванова дочь. Односельчане подозревали Дарью в том, что она наводила порчу на неугодных ей людей. В частности, она навела порчу на жителя Морева Федку Филипова, сделав его скопцом. Имелось и множество других случаев наведения порчи Дарьей. Известия о том, что в Морево живёт колдунья дошли до Севска. По указу государя и севских воевод Замятни Фёдоровича Леонтьева и Ивана Семёновича Кобыльского для расследования этого дела 26 января 1648 года из Стародуба в Морево прибыл Григорий Ферапонтьев сын Новосильцов. Он допрашивал священника Дмитриевского храма Даниила, а также прихожан из Морева, Соломина, Горбуновки и Кузьминки, которые подтвердили слухи о деяниях Дарьи.

Строительство каменного храма началось в 1703 году и продолжалось 8 лет. Церковь была построена над родником с таким расчётом, чтобы из под её стен вытекали воды источника. По преданию, зодчий, строивший её, был родом из Греции и пытался создать подобие знаменитого храма Димитрия Солунского, возведенного императором Юстинианом в городе Солунь, поставив церковь над струившимся из-под неё источником. До 1706 года в храме служил наёмный священник Парфён Афанасьев, который перешёл в малороссийские города. После этого священником был Федор Анисьев, а псаломщиком — его дядя, Павел Петров.

Новый, каменный храм был освящён в 1711 году в честь великомученика Димитрия Солунского. В 1723 году здесь отпевали тело Дмитрия Кантемира, основателя Дмитровска, так как храм в Дмитровске ещё не был достроен. В 1800 году была проведена реконструкция храма. В 1850-е годы к нему была пристроена деревянная колокольня (до наших дней не сохранилась). Более древняя деревянная колокольня довольно изящного рисунка раньше стояла отдельно. Уже в XIX веке храм начал приходить в ветхость, чему способствовал и бивший из-под него источник. В 1905 году в «Историческом описании церквей, приходов и монастырей Орловской епархии» о нём писали, что «…еще столетие едва ли удержат стены храм». Для того, чтобы церковь не рухнула к реке, стены трапезной усилили контрфорсами. Святыней храма являлась икона Нерукотворного Образа Спасителя, являвшаяся, по словам очевидцев, точной копией одноименной иконы, хранившейся в домике Петра I в Петербурге. Дмитриевский храм относился ко 2-му участку Дмитровского благочиния.

Начало XX века

В начале XX века при храме имелось 36 десятин церковной земли (почти 40 гектаров), причт состоял из двух человек: священника и псаломщика. В 1903 году в приходе числилось 590 душ мужского пола; причт ежегодно получал 500 рублей братских доходов и 400 рублей казённого жалования. В начале XX века священники и псаломщики храма часто менялись. В 1907 году приходским советом храма было собрано 200 рублей на новый иконостас.

Храм несколько раз посещали орловские епископы: Серафим (7 июня 1906 года), Александр (22 сентября 1909 года), Григорий (4 июля 1911 года).

В 1913 году был проведён текущий ремонт церкви. По данным 1913—1918 годов при храме имелся церковный дом, казённое жалование причта составляло 400 рублей в год. На 1 января 1914 года в приходе церкви было 1330 человек (656 мужского пола и 674 женского). На 1 января 1916 года прихожанами храма были 1447 человек (723 мужского пола и 724 женского).

Церковь была закрыта в 1930-е годы. После окончания Великой Отечественной войны использовалась как склад.

Современное состояние

Постановлением Совета Министров РСФСР «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР» № 1327 от 30 августа 1960 года Дмитриевский храм был признан памятником архитектуры государственного значения. На здании храма была установлена памятная табличка с надписью: «Министерство культуры РСФСР. Памятник архитектуры церковь Дмитрия Солунского. Сооружена в 1721 году. Охраняется государством».

В начале 1990-х годов церковь была передана общине верующих. 30 мая 2014 года была зарегистрирована местная религиозная организация — Православный приход Свято-Дмитриевского храма села Морево. Церковь является приписной к храму Димитрия Солунского города Дмитровска. Богослужения проводятся в храме по большим церковным праздникам. Настоятель — протоиерей Валерий Борисович Палкин.

Архитектура

Храм построен в стиле, сочетающем черты Нарышкинского барокко с более древними, традиционными приёмами, издавна применявшимися при строительстве православных церквей. В конструкции храма преобладают архитектурные детали XVII века. Относится к традиционному крестово-купольному типу. Форма здания — четверик, перекрытый сомкнутым сводом. Архивольты этих пышных и крупных порталов частично закрывают профили карнизов, почти соприкасаясь с наличниками восточных окон на боковых фасадах. Западных окон нет вообще. Здание церкви имеет характерные для XVII века парные колонки с ребром уголка между ними. В первом ярусе в их основании сделаны ширинки. Каждый наличник завершают фигурные разорванные фронтоны с гребнями. Между окнами северной стены выложен небольшой киот. Кирпичные стены храма были покрыты обмазкой. Они завершены четырьмя декоративными закомарами, за которыми поднимается сомкнутый свод с восьмериком. Углы восьмерика украшены колонками на консолях, которые закрыты куполообразной кровлей и железной обивкой главы, сделанных при обновлении храма в 1800 году. Особенность фасадного убранства этой церкви — лекальные кирпичи с круглыми выступами, сгруппированными по три и вписанными между консолями карнизов. Внутри храма стены, переходящие в лотки свода, прорезаны под пятами свода многочисленными голосниками. Внутри церкви необычны своды алтаря. Три апсиды уже снаружи кажутся слитными. Не имеют они перегородок и изнутри. Западная часть алтаря перекрыта сомкнутым сводом, который без резких членений распадается к востоку на три ветви, соответствующие апсидам. Своды над окнами прорезают распалубки.

Причт и старосты храма

Священники

  • Даниил (1640-е годы)
  • Парфён Афанасьев (? — 1706 год)
  • Фёдор Анисьев (упоминается в 1707 году)
  • Пётр Лосев (? — 4 октября 1901) — умер в должности.
  • Пётр Диесперов (25 октября 1901 — 6 августа 1902) — переведён из Сельца Трубчевского уезда. Законоучитель Моревской земской школы в 1901—1906 годах.
  • Алексей Зверев (6 августа 1902 — октябрь 1911) — бывший диакон церкви села Богословского в Блудове Орловского уезда. К праздникам Пасхи 1905 и 1906 годов был награждён набедренниками. К празднику Пасхи 1909 года за усердное исполнение пастырских обязанностей награждён скуфьёй. В октябре 1911 года переведён в село Юрасово Карачевского уезда.
  • Григорий Георгиевский (20 октября 1911 — 18 марта 1916) — выпускник Орловской духовной семинарии. 29 января 1912 года рукоположен в сан диакона, 2 февраля — в сан священника. С 23 августа 1912 года — законоучитель Моревского начального училища. 2 октября 1915 года был назначен законоучителем начального училища деревни Бычки. В 1916 году переведён в село Бунино Болховского уезда.
  • Евгений Надежин (13 мая 1916 — 30 января 1918) — выпускник Орловской духовной семинарии. 10 июня 1916 года рукоположен в сан диакона, 12 июня — в сан иерея. С 30 июля 1916 года — законоучитель начальных училищ села Морево и деревни Бычки. В 1918 году переведён в село Кирово Городище Кромского уезда.
  • протоиерей Валерий Борисович Палкин (с начала 1990-х годов)

Псаломщики

  • Некрас Трофимов (1640-е годы)
  • Павел Петров (упоминается в 1705—1707 годах)
  • Андрей Максаков (? — 17 апреля 1901) — переведён в Троицкий собор Дмитровска.
  • Александр Кружилин (10 мая 1901 — 9 декабря 1903) — бывший псаломщик села Трояново. Переведён в Казанский храм Дмитровска.
  • Гавриил Воскресенский (3 февраля 1904 — ?) — бывший заштатный псаломщик села Соломино.
  • Илья Тимофеевич Крутиков (17 марта 1908 — 7 августа 1913) — бывший псаломщик села Малое Боброво. Переведён в село Макарово.
  • Георгий Красовский (сентябрь 1913 — 4 июня 1916) — бывший псаломщик села Спасское-Бибиково Мценского уезда. По прошению освобождён от своей должности.
  • Яков Казаченко (12 августа 1916 — март 1917) — заштатный диакон. Переведён в село Чернавск Елецкого уезда.
  • Илья Юрлов (ноябрь 1917 — 4 сентября 1918) — бывший крестьянин. Переведён в Рязанскую епархию. После ухода И. Юрлова место псаломщика пустовало, как минимум, до конца 1918 года.

Церковные старосты

  • Афанасий Парамонович Хайлов (21 декабря 1901 — 25 января 1905)
  • крестьянин Михаил Барский (25 января 1905 — 30 сентября 1906)
  • крестьянин Кузьма Никитин (30 сентября 1906 — 17 мая 1913)
  • крестьянин Михаил Барский (17 мая 1913 — ?)