Грён, Эдит




Главная
Новости
Статьи
Ремонт
Каркасный дом
Несущие конструкции
Металлические конструкции
Прочность дорог
Дорожные материалы
Стальные конструкции
Грунтовые основания
Опорные сооружения




25.02.2021


25.02.2021


24.02.2021


22.02.2021


22.02.2021


22.02.2021


20.02.2021


20.02.2021


18.02.2021


17.02.2021





Яндекс.Метрика
         » » Грён, Эдит

Грён, Эдит

01.01.2021

Эдит Грён (дат. Edith Grøn; 19 февраля 1917 — 15 марта 1990) — никарагуанская скульпторша датского происхождения. Она считается одним из самых значительных никарагуанских скульпторов XX века. Её работы можно увидеть в общественных местах по всей Никарагуа и за рубежом.

Ранняя биография

Эдит Дорте Грён родилась 19 февраля 1917 года в Копенгагене, в Дании, в семье Софи (урождённой Расмуссен) и Вильгельма Андерсена Грёна. Когда ей было 6 лет, в 1923 году, её семья, включая её брата Нильса, мигрировала в Никарагуа, потому что её матери посоветовали более теплый климат из-за её артрита. Помимо болезни её матери причиной переезда в Центральную Америку послужила экономическая депрессия, которая существовала в Дании после Первой мировой войны. Их семья прибыла вместе с иммиграционной компанией, которая заключила контракт с правительством Никарагуа на переселение в страну до 2000 датских семей. Семья Грён была в группе 100 мигрантов, которая первоначально поселилась на ферме в горной местности в окрестностях города Матагальпа. После нескольких переездов в пределах стране её семья наконец осела в Манагуа, где Вильгельм владел и управлял рестораном, известным как «Датский дом» (исп. La Casa Dinamarca). C самого раннего возраста Эдит любила создавать произведения искусства, сначала c помощью краски, а затем и — глины.

Грен получила начальное и среднее образование в Колехио Баутиста в Манагуа. В 1931 году она попала в серьёзную автомобильную аварию, когда её отец потерял управление машиной, и она вылетела через лобовое стекло, сломав все кости на своём лице. После многочисленных операций, проведённых врачами-миссионерами, прибывшими из Северной Америки, она поправилась, но осталась со шрамами. В 1942 году она поступила в Национальную школу изящных искусств (исп. Escuela Nacional de Bellas Artes), где училась под руководством Хенаро Амадора Лиры, вместе с другими студентами, такими как Роберто де ла Сельва и Фернандо Саравия. В 1943 году Грён получила художественную премию Рубена Дарио за свою работу «Мёртвый хозяин» (исп. Amo Muerto), которая затем была выставлена в Национальном дворце культуры в Манагуа. Эта скульптура изображала собаку, скорбящую на могиле своего молодого хозяина. Стремление продолжить совершенствовать своё искусство побудило Грён переехать в Мехико в 1944 году, чтобы учиться в Академии Сан-Карлоса у Фидиаса Элисондо. Там она изучала классическое искусство и архитектуру, в том же году выставив своего El Puntigado, который был отмечен в мексиканской прессе и обеспечил ей стипендию в Колумбийском университете в Нью-Йорке. Скульптура представляла собой фигуру плачущего ребёнка, которого в качестве наказания высекли кнутом. В 1946 году она поступила в Колумбийский университет, где изучала керамику и скульптуру, а в 1948 году завершила свою учёбу и вернулась в Никарагуа.

Карьера

С 1940 по 1952 год Грён состоял в отношениях с Сильвио Туркиосом, известным как Билл. Он был боксёром и пожарным, а благодаря своему телосложению служил моделью для её нескольких скульптур, в том числе для изображения мускулистых спортсменов из её композиции «Эстафета» (исп. El Relevo). Эстафета, по словам её биографа Хосе Виво, известна во всём мире как символ передачи мудрости и знаний. Грён провела свою первую персональную выставку в Национальном Дворце культуры в 1953 году, где демонстрировались её большие костумбристские скульптуры фигур и несколько обнажённых натур. Для празднования столетия битвы при Сан-Хасинто она изваяла Андре Кастро Эстраду, которая была установлена в асьенде Сан-Хасинто в 1956 году. В 1958 году Грён создала скульптурную голову журналиста Габри Риваса и в том же году была награждена орденом Рубена Дарио правительством Никарагуа. В следующем году она завершила возведение памятника, посвященного матерям, заказанного историком Хулианом Н. Герреро. Статуя Monumento a la Madre была установлена в Боако.

Грён работала с глиной, камнем и деревом, а также использовала бетон и различные металлы. Её первоначальные работы были реалистичными, и она стремилась к совершенству в этом направлении, но на неё оказал влияние румынский модернист Константин Бранкузи, что привело её к переходу к более стилизованным формам. В 1960 году она завершила работу над статуей генерала Хосе Долореса Эстрады для Никарагуанской ассоциации писателей и художников. Она была известна своими скульптурами Рубена Дарио, а также изображала таких личностей, как Хосефу Толедо де Агуэрри, Пабло Антонио Куадру и других. Её скульптура Дарио 1958 года была установлена в парке Майами, штат Флорида, в 1961 году. В том же году, Грён вырезала каменную голову Дарио, одетого в картезианское облачение, назвав её La Cartuja, по названию работы поэта 1913 года. В 1962 году в ознаменование 350-й годовщины восстания коренных жителей Никарагуа против испанского конкистадора Хиля Гонсалеса Давилы Грён изваяла изображение касика Дириангена, чтобы отдать должное его мужеству и сопротивлению. В 1964 году она создала бюст Дарио из белого гватемальского мрамора, который стал культовым образом поэта. В 1970-х годах у Грён развился рак полости рта, и он отправилась на химиотерапию в Онкологический центр им. М. Д. Андерсона в Хьюстоне. Она начала терять зрение в 1981 году и была вынуждена перейти на занятие живописью и инкрустацией по дереву. К наиболее известным её картинам относятся: «Девушка в гамаке» (исп. Muchacha en la hamaca), «Невинная» (исп. Cándida), «Обнажённая» (исп. Desnudo) и «Слёзы после катастрофы» (исп. Llanto después del desastre), последняя была отсылкой к никарагуанскому землетрясению 1972 года.

Многочисленные скульптуры Грён украшают общественные места в Никарагуа, такие как «Эстафета» (исп. El Relevo), расположенная перед почтовым отделением Манагуа; памятник Андре Кастро Эстраде, который был заказан в 1956 году студентами и преподавателями, которые обучались у педагога Мигеля Рамиреса Гойены; скульптура Хосе Долорес Эстрады, которая стоит у въезда в городе Масая в природный заповедник Лагуна Тискапа; «Звезда Никарагуа» (исп. La Estrella de Nicaragua), статуя касика Дириангена, которая украшает парк Лас-Пьедреситас в Манагуа; скульптура Рубена Дарио, находящаяся в Центральном банке Никарагуа, которая является наиболее воспроизводимым изображением поэта в стране; а также бюст Дарио, законченный в 1964 году, который украшает Национальный театр, носящий его имя. С 1959 по 1980 год Грён создала более 300 скульптурных работ. Они хранятся не только в Никарагуа, но и в Бельгии, Колумбии, Коста-Рике, Дании, Франции, Германии, Мексике, Перу, Испании и других странах. В 1989 году она была награждена орденом Рубен Дарио за культурную независимость.

Смерть и признание

Грён умерла от рака горла 15 марта 1990 года в Манагуа. В 2007 году в Институте испанской культуры посольства Испании была представлена выставка фотографий скульптора и её работ. В 2010 году испанский писатель Хозеф М. Виво опубликовал книгу «Эдит Грён, биография скульптора» (исп. Edith Grön, Biografía de una Escultora).