Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер
Каркасный дом
Несущие конструкции
Металлические конструкции
Прочность дорог
Дорожные материалы
Стальные конструкции
Грунтовые основания
Опорные сооружения





















Яндекс.Метрика

Лукаш, Иван Созонтович

Иван Созонтович Лукаш (30 марта (11 апреля) 1892 — 15 мая 1940) — исторический романист и журналист русской эмиграции. Псевдоним Иван Оредеж.

Биография

Отец Ивана Лукаша, отставной ефрейтор лейб-гвардии Финляндского полка, ветеран Русско-турецкой войны 1877—1878, был швейцаром и натурщиком в Санкт-Петербургской Академии художеств. И. Е. Репин изобразил его на картине «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» в виде казака с забинтованной головой. Созонт Никонович Лукаш (1840—1903) действительно был потомком днепровских казаков. Мать Ивана — из крестьянской семьи, заведовала столовой Академии.

Иван Лукаш окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Первая публикация — сборник стихов «Цветы ядовитые» (1910) под псевдонимом И. Оредеж, вышедший при поддержке И. Северянина. Был близок эгофутуризму.

Во время Гражданской войны Лукаш воевал в Добровольческой армии генерала А. И. Деникина. В 1920 г. эмигрировал через Галлиполи и Стамбул в Софию. В Галлиполи Лукаш взял интервью у командира Дроздовской дивизии А. В. Туркула и Владимира Манштейна (известного как «однорукий Манштейн»). Интервью вошло в книгу Лукаша «Голое поле» (София, 1922 год). Впоследствии Иван Лукаш литературно обработал книгу генерала А. В. Туркула «Дроздовцы в огне» (1937).

С начала 1920-х Лукаш жил в Берлине, где начал писать исторические романы. В осенью 1922 г. вошёл в содружество писателей и художников «Веретено». Вышел из него вместе с Владимиром Сириным и другими после того, как стали известны пробольшевистские симпатии основателя «Веретена» Александра Дроздова. В ноябре 1922 вошел во вновь организованный кружок «Братство Круглого Стола», объединивший ушедших из «Веретена» авторов. Лукаш был самым близким другом Владимира Набокова-Сирина в 1920-е годы. Как пишет биограф Набокова: «Никогда больше и ни с одним писателем у Набокова не будет такого тесного контакта в работе, как с задиристым Лукашем». С конца сентября по ноябрь 1923 года Лукаш и Сирин (Набоков) совместно работали над сценарием пантомимы «Агасфер» на симфоническую музыку композитора В. Ф. Якобсона. В конце 1923 года они вместе написали сценарий пантомимы «Вода живая» для Берлинского кабаре «Синяя птица». В феврале 1924 по заказу композитора Александра Илюхина они написали сценарий балета-пантомимы «Кавалеры лунного света». Весной 1924 они вместе пишут киносценарий, тогда же они пишут циклы скетчей. Один из них назывался «Locomotion». Всего было написано не менее пяти программ. Это было единственное долговременное сотрудничество Набокова в соавторстве. В середине февраля 1925 Айхенвальд, Лукаш и Сирин вошли в литературно-издательское объединение «Арзамас».

В 1927—1928 жил в Риге, руководил литературным отделом газеты «Слово». Затем переселился в Париж, где стал сотрудником редакции журнала «Возрождение». Написал более десяти исторических романов и повестей, из которых особое признание завоевала «Бедная любовь Мусоргского» (1940).

По сценарию Лукаша режиссёр Стрижевский снял фильм «Сержант Икс» (1932).

Умер в 1940 году в туберкулёзном санатории Блиньи во Франции.

С 1917 года был женат на Елене Ивановне Кочетовой (1890—?), с 1926 года вторым браком на Тамаре Львовне NN (1900—1974, Каракас).

Брат Пётр Созонтович Лукаш скончался 7 апреля 1919 года в Петрограде от общего милиарного туберкулёза, похоронен на Смоленском православном кладбище.

Сочинения

  • Голое поле, София, 1922 год (очерки из жизни эвакуированных врангелевцев).
  • Черт на гауптвахте, Berlin, 1922 год (сборник рассказов)
  • Бел-свет, Berlin, 1923 год.
  • Дом усопших. Поэма. Берлин, 1923 год.
  • Граф Калиостро. Повесть о философском камне, госпоже из дорожного сундука, великих розенкрейцерах, волшебном золоте, московском бакалавре и о прочих чудесных и славных приключениях, бывших в Санкт-Петербурге в 1782 году, Berlin, 1925 год.
  • Дворцовые гренадеры, Paris, 1928 год (сборник рассказов).
  • Пожар Москвы, Paris, 1930 год (обширное исторические полотно, описывающее начало XIX века).
  • Сны Петра, Beograd, 1931 год (сборник рассказов).
  • Вьюга, Paris, 1936 год.
  • Московия - страна отцов, Paris, 1936-37 годы.
  • Ветер Карпат, Paris, 1938 год.
  • Бедная любовь Мусоргского, Paris, 1940 год.

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: