Шталь, Фридрих Юлиус




Главная
Новости
Статьи
Ремонт
Каркасный дом
Несущие конструкции
Металлические конструкции
Прочность дорог
Дорожные материалы
Стальные конструкции
Воздухоопорные сооружения
Грунтовые основания




21.01.2021


21.01.2021


20.01.2021


19.01.2021


19.01.2021


15.01.2021


15.01.2021


15.01.2021


15.01.2021


14.01.2021





Яндекс.Метрика
         » » Шталь, Фридрих Юлиус

Шталь, Фридрих Юлиус

19.12.2020

Фридрих Юлиус Шталь (нем. Friedrich Julius Stahl; 1802—1861) — германский юрист, философ, педагог и политик; член Прусской Палаты господ.

Биография

Фридрих Юлиус Шталь родился 16 января 1802 года в городе Вюрцбурге в еврейской семье; ещё в молодости перешёл из иудаизма в лютеранство. Изучал юриспруденцию в университетах Вюрцбурга, Гейдельберга и Эрлангена после чего получил степень доктора права.

Ф. Ю. Шталь в 1840 году

По окончании обучения Шталь был профессором в Эрлангене, затем в родном городе, а с 1840 года преподавал в Берлинском университете.

Шталь был убеждённым монархистом и первая же его большая работа: «Ueber das ältere römische Klagenrecht», изданная в Мюнхене в 1827 году, сразу обратила на него внимание как на глубокого знатока права, тонкого диалектика и превосходного стилиста. Еще большую известность принесла ему книга «Philosophie des Rechts» (Гейдельберг, 1830—37; 5-е изд., Тюбинген, 1878). Содержание книги уже, чем её заглавие; это почти исключительно история и догма учения о государстве, а не права вообще. Книга эта имела значение как наиболее крупная попытка создать научно-философское обоснование феодально-консервативных стремлений эпохи, наступившей после Венского конгресса. Шталь оригинально сочетал в ней пиетистический консерватизм с еврейским теократизмом. Он отправляется от «личности Бога, как принципа мира», и выводит из неё всю сферу как религии и нравственности, так и права и политики; мироправление Божье в человеческом роде осуществляется посредством человеческих учреждений, источник и основание которых лежит в воле Верховного Существа; действующий в этих учреждениях порядок — есть право. Отсюда следует, что для сохранения и развития права необходим авторитет, который стоял бы выше людей и был бы посредником между ними и Божеством. Такой авторитет принадлежит монарху, управляющему милостью Божьей. «Не только государство вообще есть божеское повеление, но государственное устройство и определенные лица, составляющие правительство, имеют божескую санкцию». Из божественного полномочия монархической власти Шталь не выводит, однако, ее совершенной неограниченности; закон представляет грань, за которую монарх переходить не должен, но в «пределах закона власть его должна быть свободной; где не закон предписывает, а решают люди, там должен повелевать монарх». В виде «органа представительства и содействия» при нем должны состоять представители сословий, на которые расчленяется государство; но это представительство не должно стеснять власти, полученной по божественному уполномочию. Государство должно быть нравственным и религиозным; следовательно, церковь должна находиться в строгом и точном соответствии с государством. Все это здание сущего и долженствующего быть выводится Шталем дедуктивным путем из анализа «личности Бога, как принципа мира», и кое-где подтверждается ссылками на Священное Писание; но в сущности оно целиком получено из окружающей действительности. Шталь только облек в форму логических выводов политические идеалы и стремления тогдашних правящих сфер; именно эта сторона его книги, в связи с блестящим изложением, глубиной юридических и философских знаний и тонкостью аргументации, содействовала громкому успеху книги.

Могила Ф. Ю. Шталя

«Autorität, nicht Majorität» — этот принцип, именно так сформулированный Шталем, был в высшей степени симпатичен и прусскому королю Фридриху-Вильгельму IV, и придворной аристократии. Поэтому «Philosophie des Rechts» проложила Шталю дорогу в Берлинский университет, и в аристократические сферы, охотно простившие ему его еврейское происхождение, и в первую палату (палату господ) прусского ландтага, пожизненным членом которой он назначен в 1849 году, и в верховный церковный совет евангелической церкви, членом которого он был с 1852 года. В 1858 году, когда было учреждено регентство принца прусского и пало реакционное министерство Отто Теодора Мантейфеля, Шталь вынужден был отказаться от последней должности.

В палате господ Шталь до самой смерти был главой феодально-консервативной партии; он выступал с речами по самым разнообразным вопросам; так, он защищал отмену конституции 1848 года, боролся против отделения церкви от государства, против лаицизации школы, против разрешения на разводы, отстаивал двухпалатную систему и палату господ в частности.

После «Философии права» появились в свет следующие сочинения Фридриха Юлиуса Шталя: «Die Kirchenverfassung nach Lehre und Recht der Protestanten» (Эрланген, 1840; 2-е изд., 1862); «Das monarchische Prinzip» (Гейдельберг, 1845; эта брошюра в своих существенных чертах включена в 3-е и последующие издания «Философии права»); «Der christliche Staat» (Берлин, 1847; 2 изд., 1858); «Die Revolution und die Konstitutionelle Monarchie» (Берлин, 1848; 2 изд., 1849); «Was ist Revolution» (Берлин, 1852; 3 изд., 1853); «Der Protestantismus als politisches Prinzip» (Берлин, 1853; 3 изд., 1854).

Фридрих Юлиус Шталь умер 10 августа 1861 года в городе Бад-Брюккенау.

После смерти Шталя вышел в свет сборник избранных его речей: «Siebzehn parlamentarische Reden und drei Vorträge» (Берлин, 1862), а также «Die gegenwärtigen Parteien in Staat und Kirche» (1862; 2 изд., 1868). Последнее сочинение является как бы завершением труда Шталя по философии права. Все существующие партии сводятся здесь к двум группам, сообразно с их отношением к принципам революции и легитимности; либерализм признается исчадием революции, равно как и социализм.