Корветы проекта 20380




Главная
Новости
Статьи
Ремонт
Каркасный дом
Несущие конструкции
Металлические конструкции
Прочность дорог
Дорожные материалы
Стальные конструкции
Воздухоопорные сооружения
Грунтовые основания




26.01.2021


26.01.2021


25.01.2021


24.01.2021


23.01.2021


21.01.2021


21.01.2021


20.01.2021


19.01.2021


19.01.2021





Яндекс.Метрика
         » » Корветы проекта 20380

Корветы проекта 20380

19.12.2020

Корветы проекта 20380 (20385) типа «Стерегущий» — серия российских многоцелевых корветов (малых сторожевых кораблей) 2-го ранга с управляемым ракетным вооружением ближней и дальней морской зоны, разработанный для ВМФ России и на экспорт. Этот проект кораблей на ближайшие 30 — 40 лет должен стать основой ВМФ России в ближней морской зоне.

По официальной классификации НАТО — это фрегат, по мнению независимых экспертов из Международного института стратегических исследований (Лондон) — тоже относится к фрегатам.

На июнь 2020 года 10 корветов построены, в боевом составе ВМФ России находятся 6 кораблей — «Стерегущий», «Сообразительный», «Бойкий», «Стойкий» в составе Балтийского флота, а «Совершенный» и «Громкий» в составе Тихоокеанского флота, и ещё 3 корвета строятся. По состоянию на конец 2020 года построено и законтрактовано порядка 29 единиц базового проекта и последующих модификаций, что делает серию данных кораблей самой крупной серией кораблей основных классов четвертого поколения в ВМФ РФ.

Назначение и особенности

Корветы проекта 20380 предназначены:

  • Для действий в ближней морской зоне государства, ведения борьбы с надводными кораблями и подводными лодками противника;
  • Для артиллерийской поддержки морского десанта в ходе морских десантных операций путём нанесения ракетно-артиллерийских ударов по кораблям и судам в море и базах;
  • Для патрулирования зоны ответственности с целью блокады.
  • В целом от имеющихся сейчас на вооружении ВМФ России противолодочных кораблей, корабль проекта 20380/20385 отличается многофункциональностью, компактностью, малозаметностью, высоким уровнем автоматизации корабельных систем.

    Конструкторами проекта были реализованы «новейшие достижения по снижению заметности в радиолокационном и инфракрасном диапазонах на основе архитектурных особенностей, в сочетании со специальными покрытиями, встроенным в корпус ракетным вооружением и антенными постами, использованием материалов с высокими радиопоглощающими свойствами, локальной защитой отдельных элементов корпуса, вооружения и технических средств, оказывающих решающее влияние на формирование физических полей верхней полусферы корабля». Средняя круговая эффективная поверхность рассеивания (ЭПР) на кораблях проекта была снижена по сравнению с аналогичными кораблями примерно в 3 раза (вероятность наведения на корвет противокорабельных крылатых ракет была снижена с 0,5 до 0,1). Особое внимание при проектировании корабля было уделено защите и повышению живучести корабля.

    Улучшенная мореходность — корабли проекта, по сравнению с мореходностью кораблей такого же водоизмещения, при равных ограничениях по продольной качке позволяет применять корабельное вооружение при волнении моря силой до 5 баллов.

    По заявлению заместителя командующего ТОФ по вооружению контр-адмирала Игоря Королёва, корабли серии имеют повышенную экономичность, в частности: корвет «Громкий» является самым экономичным кораблем за всю историю Военно-морского флота (ВМФ) и способен совершать походы до берегов Австралии.

    Модульный принцип архитектуры кораблей этого проекта позволяет при строительстве новых и модернизации существующих устанавливать на них новые системы оружия и радиоэлектронного вооружения. Это снижает производственные затраты и обеспечивает высокий модернизационный потенциал в течение 30-летнего жизненного цикла корабля.

    История

    Проект нового российского многоцелевого сторожевого корабля ближней морской зоны проекта 20380 (проектный шифр «Корвет-1») был разработан для ВМФ России в Санкт-Петербурге в Центральном морском конструкторском бюро «Алмаз». Создание первого в истории российского флота проекта корабля, классифицируемого как «многоцелевой корвет» по международной классификации, во многом было обусловлено трудностями с реализацией предыдущего многоцелевого корабля проекта 12441 (головной корабль «Новик», заложенный ещё в 1997 году на верфях судостроительного завода «Янтарь» в своё время так и не был достроен). В связи с этими трудностями, после проведённого конкурса, в котором победило именно ФГУП ЦМКБ «Алмаз», командованием ВМФ Российской Федерации было принято решение начать строительство более простого и дешёвого корабля проекта 20380. Военно-научное сопровождение создания корабля проекта 20380 осуществлялось 1-м ЦНИИ Министерства обороны РФ. Всего в создании корабля проекта 20380 приняло участие более семидесяти российских научно-исследовательских, а также промышленных предприятий (в том числе «Аврора», Коломенский завод, Средне-Невский судостроительный завод и другие). Разработка технического проекта была завершена в начале 2001 года.

    Указом Президента РФ № 1431 от 12 декабря 2009 года группа сотрудников «Северной верфи» была удостоена государственных наград за создание корабля проекта 20380 типа «Стерегущий». Двадцать три сотрудника предприятия были награждены медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, а также шестеро получили почётное звание «Заслуженный машиностроитель Российской Федерации».

    Головной корабль «Стерегущий» был заложен 21 декабря 2001 года на ОАО «Судостроительный завод „Северная верфь“». Некоторое время спустя на той же верфи были заложены ещё три однотипных корабля — «Сообразительный» (20 мая 2003 года), «Бойкий» (27 июля 2005 года), «Стойкий» (10 ноября 2006 года). Ещё один корабль, «Совершенный», был заложен 30 июня (по другим данным 1 июля) 2006 года на стапеле Амурского судостроительного завода в Комсомольске-на-Амуре. 31 марта 2010 года первый серийный корабль из данной серии, «Сообразительный», был спущен на воду на ОАО «Судостроительный завод „Северная верфь“».

    На сентябрь 2012 года два корабля проекта 20380 (головной и первый серийный) уже были сданы и ещё пять должны были быть переданы флоту до 2015 года. Головной корабль серии — «Стерегущий» — впервые был представлен широкой общественности на проходившем в Санкт-Петербурге с 27 июня по 1 июля 2007 года III Международном военно-морском салоне под своим экспортным шифром «Тигр».

    Всего командование ВМФ России изначально планировало построить серию из 24 кораблей проекта 20380/20385 (по шесть кораблей на каждый из четырёх флотов).

    17 марта 2011 года пресс-служба компании «ОАО „Северная верфь“» сообщила о заключении с Министерством обороны РФ контракта на строительство 9 кораблей проекта 20385; контракт подписан в рамках госпрограммы вооружений до 2020 года. Шесть кораблей предполагается построить до 2020 года. По оценке Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ), минимальная цена корабля 20380 составляет 10 млрд руб.

    Головной корабль проекта 20385 «Гремящий» (заводской номер 1005) был заложен на предприятии 1 февраля 2012 года, а второй — «Проворный» (заводской номер 1006) — 25 июля 2013 года.

    В июне 2013 года на военно-морском салоне в Петербурге Алжир заявил о переговорах по возможному строительству трёх кораблей в варианте 20382 «Тигр» для своих ВМС; в 2015 году на АО "Судостроительный завод «Северная верфь»" началось строительство двух кораблей для ВМС Алжира. По некоторым данным количество заказанных кораблей составляет до 6 единиц.

    В мае 2015 оглашены планы, что Минобороны закажет ещё два корабля проекта 20380 для Тихоокеанского флота. 9 декабря 2015 заместитель командующего Тихоокеанского флота вице-адмирал Андрей Рябухин заявил, что для ТОФ построят не менее шести кораблей проекта 20380. В рамках ГПВ-2020, ВМФ должен был получить 18 кораблей проектов 20380 и 20385, из них 12 проекта 20385 от ОАО Северная верфь и 3—7 (по данным на 09.12.2014 — четыре) кораблей проекта 20380 и 20385 от ОАО Амурский судостроительный завод.

    Согласно отчетности «Северной верфи», стоимость корветов «Ретивый» (6-й серийный) и «Строгий» (7-й в серии) проекта 20380, заложенных в 2015 году, составляет примерно 17 млрд рублей за каждый корабль.

    С 2016 года на «Северной верфи» в Санкт-Петербурге начато строительство корвета по радикально изменённому проекту 20386 (с увеличенными размерами: длина около 109 м, водоизмещение стандартное около 2500 тонн) — 28 октября состоялась церемония закладки корвета «Дерзкий». На церемонии закладки заместитель главкома ВМФ Виктор Бурсук сообщил, что ВМФ России планирует получить больше десяти корветов проекта 20386. Стоимость головного корвета 20386 «Дерзкий», согласно контракту МО РФ и «Северной верфи», составила около 29 млрд руб.

    30 июня 2017 года при спуске на воду корвета «Гремящий» проекта 20385 начальник управления кораблестроением ВМФ РФ контр-адмирал В. Тряпичников сообщил, что серия корветов 20385 будет состоять из четырех кораблей, в дальнейшем будет осуществляться строительство корветов проекта 20386. Также, по словам Тряпичникова, корвет «Гремящий» будет проходить службу на Тихоокеанском флоте.

    По данным СМИ на 21 февраля 2020 года «Амурский судостроительный завод» (АСЗ) может заключить контракт в 2021 году и получить крупнейший в своей новой истории заказ от ВМФ России на 10 корветов проекта 20380 для ТОФ, его стоимость оценивается в сумму более 180 млрд рублей, что позволит загрузить мощности Амурского судостроительного завода на ближайшие 12 — 14 лет (до 2035 года). По данным СМИ на 12 августа 2020 года со слов МО С.К. Шойгу «Амурский судостроительный завод» (АСЗ) заключит контракт с ВМФ России на строительство с 2021 года 6 корветов проекта 20380 для ТОФ, сдача конец 2028 года (цикл строительства 5 — 6 лет), контракт был заключён на форуме «Армия-2020».

    25 августа 2020 года на форуме «Армия-2020» были подписаны контракты на постройку восьми корветов проекта 20380 (видимо шесть на АСЗ и два корвета на «Северная верфь»), а также двух корветов проекта 20385 тоже на «Северная верфь».

    По данным СМИ от 15 декабря 2020 года Минобороны России и АСЗ заключили контракт на поставку с 2024 года по 2028 год 2-х корветов проекта 20380 и 4-х проекта 20385.

    По данным СМИ от 24 ноября 2020 года Алжир намеревается купить для своих ВМС три корвета проекта 20380 типа «Стерегущий».

    Конструкция

    Снижение заметности в радиолокационном и инфракрасном диапазонах реализованы за счёт архитектурных особенностей, в сочетании со специальными покрытиями, встроенным в корпус ракетным вооружением и антенными постами, использованием материалов с высокими радиопоглощающими свойствами, локальной защитой отдельных элементов корпуса, вооружения и технических средств, оказывающих решающее влияние на формирование физических полей верхней полусферы корабля; средняя круговая эффективная поверхность рассеивания (ЭПР) на кораблях проекта была снижена примерно в 3 раза, по сравнению с аналогичными кораблями).

    Особое внимание при проектировании корабля было уделено защите и повышению живучести корабля; на кораблях типа «Стерегущий» реализован комплекс мероприятий по обеспечению боевой и эксплуатационной живучести (взрывопожаробезопасности и конструктивной защиты от воздействия оружия противника).

    Модульный принцип архитектуры кораблей этого проекта позволяет при строительстве новых и модернизации существующих устанавливать на них новые системы оружия и радиоэлектронного вооружения; это снижает производственные затраты и обеспечивает высокий модернизационный потенциал в течение минимального 30-летнего жизненного цикла корабля (после капремонта продлевается).

    Корпус и надстройка

    Корпус корабля — стальной гладкопалубный. Он является принципиально новым по конструктивному исполнению и отличается от общепринятых, что является одной из главных его особенностей. Новые обводы подводной части корпуса позволили снизить сопротивление воды при движении корабля на скорости около 30 узлов примерно на 25 %, а также позволили уменьшить потребную мощность его главной энергетической установки. Благодаря новой конструкции подводной части корпуса появилась возможность использовать менее мощную и одновременно более лёгкую ГЭУ, что привело к освобождению 15 - 18 % водоизмещения, которое может быть использовано для увеличения боевой нагрузки корабля. При сохранении неизменными массы вооружения и ГЭУ за счёт уменьшения сопротивления движению корабля, скорость полного хода корвета может быть увеличена на 1,5 - 2 узла.

    Надстройка корабля идёт от борта до борта и выполнена из многослойных композиционных материалов (трудногорючих многослойных стеклопластиков и конструкционных материалов на основе углеродистого волокна), что было выполнено с учетом требований малой радиолокационной заметности (так называемой технологии «стелс»).

    В кормовой части корабля, впервые для отечественных кораблей такого водоизмещения, размещён ангар с взлётно-посадочной площадкой для противолодочного вертолета полной массой до 12 тонн Ка-27, там же имеется и значительный (до 20 т) запас топлива для него.

    Начиная с первого серийного корабля «Сообразительный» были «реализованы решения генерального заказчика, касающиеся вооружения, общекорабельных систем, комплекса связи, систем автоматики. В ходе реализации проекта значительно изменились конструкции корпуса и надстройки корабля».

    • Вид 3/4 на корму.
    • В акватории Невы.
    • На параде в Санкт-Петербурге, 25 июля 2010.
    • Артиллерия «Стерегущего».

    Главная энергетическая установка

    Главная энергетическая установка (ГЭУ) корабля проекта 20380 представляет собой двухвальную дизельную установку, состоящую из двух ДДА (дизель-дизельных агрегатов) ДДА12 000, созданных совместно специалистами АО «Коломенский завод» (поставка дизелей и агрегата в целом) и ПАО «Звезда» (поставка редукторной передачи) по заказу ФГУП «Центральное морское конструкторское бюро „Алмаз“» для Военно-морского флота России и успешно прошедших межведомственные испытания в 2006 году. Каждый ДДА состоит из 2-х дизелей 16Д49 и реверс-редукторного агрегата. ДДА обеспечивают на режимах реверсирования высокую мощность при минимальных расходах топлива и масла; они оснащены современной микропроцессорной системой управления и контроля основных параметров работы. Через суммирующие реверсивные редукторы двигательные агрегаты работают на два винта фиксированного шага. 4 дизель-генератора АДГ-630 мощностью по 630 КВт каждый, обеспечивают потребителей электроэнергией напряжением 380 В (50 Гц).

    За счет уменьшения уровня шумов механизмов его ГЭУ, была снижена заметность корабля в гидроакустическом диапазоне — впервые в практике российского судостроения на надводном корабле применили технологии, отработанные ранее на российских атомных ПЛ последнего поколения.

    Ресурс двигателя до 50 000 часов

    При скорости экономического хода 14 узлов (полная — 27 узлов) дальность автономного плавания корвета 4000 морских миль. Экипаж корабля с группой обслуживания вертолёта составляет 100 человек (в т. ч.14 офицеров).

    Вооружение

    Вооружение кораблей проекта 20380 включает в себя комплексы ударного, противовоздушного и противолодочного оружия, системы боевого управления, обнаружения, целеуказания, связи и защиты.

    Противокорабельный комплекс

    Основой противокорабельного вооружения проекта является противокорабельный ракетный комплекс «Уран» в составе двух четырёхконтейнерных наклонных пусковых установок с боекомплектом из 8 противокорабельных ракет Х-35У с дальностью стрельбы до 260 км. Контейнерные пусковые установки расположены поперёк диаметральной плоскости в средней части корпуса.

    Зенитный ракетный комплекс

    ЗРАК «Кортик-М»

    Противовоздушная оборона корабля реализуется за счёт боевых возможностей зенитного ракетно-артиллерийского комплекса «Кортик-М» (на баке), переносных зенитно-ракетных комплексов «Игла» (для запуска с плеча) и двух шестиствольных 30 мм артиллерийских установок АК-630М (в корме). Дальность стрельбы ракетами ЗРАК «Кортик-М» достигает 10 км.

    На серийных кораблях вместо ЗРАК «Кортик-М» устанавливается ЗРК «Редут» (ЗУР 9М96М, 9М96Е или 9М100) в ВПУ — 12 ячеек (3 модуля по 4 ячейки).

    Артиллерия

    Артиллерийское вооружение кораблей типа представлено универсальной 100 мм артустановкой А-190 «Универсал» с максимальной скорострельностью 80 выстрелов в минуту, дальностью стрельбы 21,3 км, досягаемостью по высоте — 15 км и боезапасом в 332 выстрела. Управление огнём корабельной артиллерии осуществляется с помощью системы управления артиллерийским огнём 5П-10-02 «Пума». Антенный пост системы размещён на носовой надстройке.

    Противоторпедное, противолодочное и противодиверсантное вооружение

    Система противоторпедной защиты корабля «Пакет-НК» состоит из двух четырёхтрубных 330 (324) мм аппаратов, расположенных побортно в лацпортах. Торпеды, запускаемые из торпедных аппаратов, могут использоваться как непосредственно против идущих на корабль вражеских торпед, так и против подводных лодок. Для обнаружения и уничтожения подводных лодок на корвете предусмотрен вертолёт постоянного базирования Ка-27ПЛ.

    В целях ближней самообороны от пиратов или подводных диверсантов на кораблях проекта 20380 установлены две тумбовые 14,5 мм пулемётные установки и два противодиверсионных гранатомёта ДП-64.

    Радиотехническое вооружение

    Радиотехническое вооружение корабля, кроме БИУС «Сигма», включает радиолокационную станцию (РЛС) общего обнаружения «Фуркэ-2»; РЛС целеуказания управляемых ракет «Монумент-А» в радиопрозрачном обтекателе, совмещенном с конструкцией фок-мачты; две навигационных РЛС, гидроакустический комплекс «Заря-2» с антенной в носовом бульбе, гидроакустическую станцию «Минотавр-М» с протяжённой буксируемой антенной, ОГАС «Анапа-М», автоматизированный комплекс связи «Рубероид», средства РЭБ и навигации. Для самозащиты от средств обнаружения противника и его противокорабельных ракет корабль оборудован четырьмя десятиствольными пусковыми установками ПК-10 комплекса выстреливаемых помех «Смелый» (две между вертолётной площадкой и ангаром и две позади АУ А-190).

    Целям обеспечения радионавигации противолодочного вертолёта служат смонтированные на крыше вертолётного ангара антенные посты станции ОСПВ-20380.

    Станция помех ТК-25

    • диапазон 64- 2000 МГц
    • обнаружение до 256 целей
    • каталог станций РЛС −1000
    • одновременная помеха до 4 РЛС
    • снижение вероятности поражения корабля до 3 раз

    Авиация

    В кормовой части корабля имеется ангар с взлётно-посадочной площадкой для противолодочного вертолета Ка-27. Запас топлива для него составляет до 20 тонн.

    Модернизация

    Начиная со второго корпуса в проект внесены отдельные изменения. ЗРАК «Кортик-М» заменен на новый ЗРК средней дальности с установками вертикального пуска, а с восьмого планируется провести замену противокорабельного комплекса «Уран» — на «Оникс» или «Калибр» также с УВП.

    Начиная с девятого корпуса, на кораблях устанавливается новая фок-мачта, конструктивно схожая с устанавливаемой на кораблях проекта 20385. На поверхности такой конструкции будут располагаться три антенных полотна комплекса ЗРК.

    Модификации

    • 20380П — проект пограничного сторожевого корабля.
    • 20382 — кроме проекта 20380, предназначенного для Военно-Морского Флота России, ФГУП ЦМКБ «Алмаз» параллельно разработало и его экспортный вариант, получивший проектный номер 20382 и шифр «Тигр». Основное отличие проекта от базового — наличие на нём упрощённого вооружения в экспортном исполнении, а также наличие возможностей замены систем вооружения на аналоги западного производства в зависимости от конкретных требований заказчика. В базовом составе вооружения предлагаются — ударный противокорабельный комплекс «Яхонт» или «Калибр», два зенитных ракетно-пушечных комплекса «Каштан-М» для противоракетной обороны, артиллерийское орудие А-190 калибра 100 мм, а также палубный вертолет типа Ка-27.
    • 20383 — проект пограничного сторожевого корабля.
    • 20385 — модернизация 20380. Боекомплект ЗРК «Редут» увеличен с 12 до 16 ячеек. Замена 8 ПКР Х-35У «Уран» на 8 ракет Калибр-НК, из-за этого увеличена длина на 2 метра до 106,3 метра, а полное водоизмещение до 2430 тонн.
    • 20386 — проект корвета нового поколения на основе 20385, в котором будет реализован модульный принцип вооружения и возможность базирования БПЛА (предположительно «Горизонт»). Головной корабль заложен 28 октября 2016 года.

    Цвета таблиц:
    Белый — не достроен или утилизирован не спущенным на воду
    Зелёный — действующий в составе ВМФ
    Жёлтый — действующий в составе иностранных ВМС или как гражданское судно
    Красный — списан, утилизирован или потерян

    Представители

    Корветы проекта 20380 типа «Стерегущий»

    Корабли постройки ПАО «Судостроительный завод «Северная верфь»


    Корабли постройки ПАО «Амурский судостроительный завод»

    Корветы проекта 20385 типа «Гремящий»

    Дальнейшим развитием проекта 20380 стали корабли проекта 20385. Основным отличием стала замена ПКР «Уран» на УКСК с возможностью применения всего семейства ракет «Калибр», «Оникс», «Циркон», из-за этого увеличена длина на 2 метра до 106,3 метра, а водоизмещение полное до 2430 тонн.

    Многоцелевые корветы этого проекта предназначены для обнаружения и уничтожения подводных лодок и надводных кораблей противника, обеспечения высадки десанта, а также решения разнообразных задач в ближней морской зоне. На кораблях размещены артиллерийские, ракетные, противолодочные, гидроакустические и радиолокационные комплексы. Проектом предусмотрен ангар для вертолета Ка-27. Благодаря оригинальной архитектуре и использованию композитных материалов в сочетании со специальными покрытиями, а также встроенным в корпус ракетным вооружением и антенными постами у корветов значительно снижена радиолокационная, акустическая и оптическая заметность.

    Корабли постройки ПАО «Судостроительный завод «Северная верфь»

    Корабли постройки ПАО «Амурский судостроительный завод»

    Корветы проекта 20386 типа «Меркурий»

    Благодаря инновационным технологиям корвет проекта 20386 станет принципиально новым кораблём отечественного флота. Назначение данных корветов — ведение боевых действий против морского противника в ближней и дальней морских зонах, защита морских коммуникаций и объектов морской экономической деятельности.

    В частности, корабль проекта 20386 должен поражать боевые надводные корабли и суда крылатыми ракетами; вести поиск и уничтожать подводные лодки противника торпедами противолодочного комплекса «Пакет-НК»; обеспечивать боевую устойчивость кораблей и судов от ударов средств воздушного нападения противника зенитным ракетным комплексом; оказывать артиллерийскую поддержку высадки и действий морских десантов артиллерийской установкой.

    Особенностями нового корвета по отношению к корветам 20380/20385 являются компромиссный состав вооружения (более сильное чем в 20380, но более слабое чем в 20385), а также принцип модульности, заключающийся в оснащении корабля временно устанавливаемым вооружением (возможны модули с буксируемой ГАС «Виньетка», «Калибр-НК» на 4 ракеты, модуль РЭБ и РТР и др.), что позволяет расширить круг решаемых задач. Кроме того, 20386 отличают от предшественников интегрированные информационно-управляющие системы открытой архитектуры, новое радиоэлектронное вооружение, роботизированные комплексы; вертолёт планируется хранить в подпалубном ангаре. Также особенностью проекта является уменьшенное число экипажа, увеличенная дальность плавания, высокая скорость полного хода на тихой воде и развитом волнении моря.

    Водоизмещение корвета — стандартное 2500 тонн, полное 3400 тонн; длина 109 метров, ширина 13 метров; скорость хода — полная 30 узлов; дальность плавания 5000 миль, численность экипажа 80 человек.

    В проекте предусмотрена комбинированная газотурбинная установка с частичным электродвижением. В состав установки входят два газотурбинных двигателя М90ФР (НПО «Сатурн») мощностью по 27 500 л. с. и два главных электродвигателя мощностью по 2200 л. с.

    Надстройка будет выполнена из получаемых методом вакуумной инфузии композиционных материалов. Новым станет и применение крупногабаритных, закрывающихся лацпортами вырезов в надводной части борта, позволяющих более полно реализовать технологию «Стелс», то есть сниженную по сравнению с предшественниками радиолокационную заметность. Для размещения на корабле большого комплекса транспортировочных средств и судовых устройств, использованы компактные и мощные приводы, системы гидравлики, новые материалы и системы управления. Инновационные решения применены в электроэнергетической системе, системе жизнеобеспечения, экологической защиты и многих других.

    23 апреля 2019 года была произведена стыковка блоков головного корвета проекта 20386, который был заложен на Северной верфи в октябре 2016 года под названием «Дерзкий». На конец 2020 года новостей о продолжении строительства серии корветов 20386 пока нет; судя по всему, ВМФ ждет завершения строительства единственного корвета этого проекта, проведения испытаний и дальнейшего решения его судьбы.

    Оценка проекта

    Критика проекта 20380 в основном концентрируется вокруг его слабого противовоздушного (речь идёт исключительно о головном корабле 20380, у последующих ПВО сильнейшая в классе) и противоракетного вооружения, недостаточной дальности плавания и ненадёжности двигателей. Так, отдельными авторами отмечалось, что один боевой модуль ЗРАК «Кортик» и два автомата АК-630М, установленные на головном корабле серии, не могут обеспечить эффективную защиту от современных средств воздушного нападения. Это во многом объяснялось задержками при разработке перспективного ЗРК «Редут». Также ранее отмечалось, что за недолгое время службы головного корабля проекта «Стерегущего», на нём дважды ломались оба среднеоборотных дизельных двигателя главной энергетической установки, что являлось признаком их недоработанности на тот момент.

    Из-за критики, постройка корветов проекта 20386 типа «Меркурий» будет завершена. Корабли класса «корвет» в дальнейшем будут строится по другому проекту.

    Критика проекта 20386 в сравнении с 20380(20385):

    • ударные возможности снижены по сравнению с 20385 (ПКР Х-35 вместо УКСК),
    • высокий технический риск из-за большого количества неопробованных технических решений,
    • необходимость выбирать между модулями, что снижает многофункциональность,
    • увеличенный штат (для каждого модуля свой персонал),
    • необходимость мест хранения модулей на берегу,
    • часть военнослужащих постоянно должны находиться на берегу со своими модулями
    • цена одного корвета проекта 20386 почти вдвое превышает цену корветов проекта 20380(20385), а также фрегатов проекта 11356Р и вплотную приближается к цене фрегата проекта 22350, которому корвет значительно уступает по своим боевым возможностям.