Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер
Каркасный дом
Несущие конструкции
Металлические конструкции
Прочность дорог
Дорожные материалы
Стальные конструкции
Грунтовые основания
Опорные сооружения





















Яндекс.Метрика

Главные грехи

Главные грехи, или коренные грехи (лат. peccata capitalia) — термин, которым в христианстве называют основные пороки, лежащие в основе множества других грехов. В католическом богословии к ним относятся: гордыня, скупость, зависть, гнев, похоть, обжорство, лень или уныние. В восточной христианской традиции их принято называть семью смертными грехами. В православной аскетике им соответствуют восемь главных греховных страстей: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость. Современные православные авторы иногда пишут о них как о восьми смертных грехах. В католицизме семь главных грехов, то есть те, которые порождают другие грехи, отличаются от отдельного теологического понятия смертного греха (лат. peccatum mortale, англ. mortal sin), которое введено для классификации грехов по степени тяжести и последствиям на тяжёлые и обыденные.

История учения о главных грехах

Восьмеричная схема на Востоке

Учение о восьми главных грехах сформировалось в монашеской среде, в восточной христианской аскетике. Перечень восьми главных грехов был широко распространён в ранней аскетической литературе. Ещё Киприан Карфагенский, умерший в 258 году, в сочинении «О смертности» (в «Патрологии Миня» — De mortalitate) упоминал восемь главных грехов. Иоанн Кассиан в начале V века в сочинении «Собеседования» (Collationes) говорит, что учение о восьми главных грехах принято повсюду. Однако первым христианским автором, в трудах которого точно и определённо излагается учение о восьми главных грехах, считается Евагрий Понтийский, который в конце IV века изложил это учение в сочинении «О восьми злых помыслах» (в Добротолюбии это — «О восьми помыслах к Анатолию», в «Патрологии Миня» — De octo vitiosis cogitationibus).

В этом сочинении Евагрия Понтийского суть учения о главных грехах сформулирована в самом начале следующими словами: «Есть восемь всех главных помыслов, от которых происходят все другие помыслы. Первый помысел чревоугодия, и после него — блуда, третий — сребролюбия, четвёртый — печали, пятый — гнева, шестой — уныния, седьмой — тщеславия, восьмой — гордости. Чтоб эти помыслы тревожили душу, или не тревожили, это не зависит от нас, но чтоб они оставались в нас надолго или не оставались, чтоб приводили в движение страсти, или не приводили, — это зависит от нас».

Евагрий писал на греческом языке, и его перечень главных грехов выглядит так:

  • Γαστριμαργία — дословно: чревоугодие (обжорство)
  • Πορνεία — дословно: блуд (прелюбодеяние, половая распущенность)
  • Φιλαργυρία — дословно: сребролюбие (алчность, корысть)
  • Λύπη — дословно: скорбь (печаль)
  • Ὀργή — гнев
  • Ἀκηδία — уныние
  • Κενοδοξία — дословно: тщеславие
  • Ὑπερηφάνεια — дословно: высокомерие (гордыня, гордость)
  • После Евагрия появляются сочинения других христианских авторов, развивающих учение о восьми главных грехах, например преподобных Нила Синайского, Ефрема Сирина, Иоанна Лествичника и других, из поздних православных святых — святителя Игнатия Брянчанинова. Отличием традиционной восьмеричной схемы главных грехов от списка Евагрия Понтийского является то, что гнев и печаль меняются местами: гнев ставится на четвёртое, а печаль — на пятое место. Восемь указанных грехов условно рассматриваются как «плотские» (чревоугодие и блуд) и «душевные» (сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие и гордость).

    Восьмеричная схема на Западе

    В западном христианстве учение о восьми главных грехах получило распространение благодаря трудам Иоанна Кассиана, который перенёс в западное монашество опыт аскетических традиций и практики, распространённых в Египте во второй половине IV в. В египетском монашестве Иоанн Кассиан испытал сильное влияние учения Евагрия Понтийского и, возможно, был знаком с Евагрием лично. Кассиан заимствует учение о восьми главных пороках (principalia vitia) или страстях (principales passiones), как принято в восточной христианской традиции, от Евагрия Понтийского. Отличием схемы Кассиана от схемы Евагрия является взаимное расположение страстей гнева и печали. О восьми главных грехах Иоанн писал в двух известных своих сочинениях: «О правилах общежительных монастырей» (De institutis coenobiorum) и «Собеседованиях» (Collationes) между 420 и 427 годами.

    Иоанн Кассиан писал на латыни, и его перечень восьми страстей в переводе с латыни таков:

  • Gula (чревоугодие)
  • Fornicatio (блуд)
  • Avaritia (сребролюбие)
  • Ira (гнев)
  • Tristitia (печаль)
  • Acedia (уныние)
  • Vanagloria (тщеславие)
  • Superbia (гордость)
  • После Кассиана восемь главных грехов в западной христианской традиции различали некоторые другие авторы, такие как Колумбан и Алкуин.

    Западная схема семи главных грехов

    Число семь, укрепившееся в католической традиции, для главных грехов в западном христианстве ввёл папа Григорий I Великий. Он перечислил семь главных грехов, которые затем включил в катехизис церкви, в сочинении под названием «Толкование на Книгу Иова, или Нравственные толкования» (Expositio in librum Iob sive Moralia). В восьмеричной схеме он объединил в один грех печаль с унынием и добавил зависть, но выделил гордость, поставив её началом других грехов. Он писал, что «гордость — это корень всего зла, о котором говорится, как свидетельствует Священное Писание. Гордость — это начало всех грехов. Но семь главных пороков, как её первое потомство, происходят, несомненно, из этого ядовитого корня». Он изменил также последовательность грехов, происходящих из гордости, поставив на первое место тщеславие, а затем другие «душевные» грехи, а «плотские» грехи поставив в конец. В результате список семи главных грехов, происходящих из гордости, составленный папой Григорием, получил следующий вид:

  • Inanis gloria (тщеславие)
  • Invidia (зависть)
  • Ira (гнев)
  • Tristitia (печаль, уныние)
  • Avaritia (алчность)
  • Gula (чревоугодие)
  • Luxuria (похоть, блуд)
  • Поэт Данте Алигьери в поэме Божественная комедия (около 1307—1321), во второй её части, описывает семь кругов чистилища в порядке, соответствующем этому перечислению семи грехов папой Григорием I.

    В Средние века большое влияние на развитие учения о семи главных грехах в католической теологии оказал святой Фома Аквинский, который занимался развитием этого учения в фундаментальном труде «Сумма теологии». Фома писал сочинения на латыни и в рассуждениях по этому поводу предпочитал употреблять термин vitium (англ. vice), подразумевающий в контексте порок, склад характера, склоняющий к совершению греха. Фома отличал это понятие от греха как неверного с моральной точки зрения действия. Он утверждал, что грех превосходит порок в зле.

    Фома Аквинский определил главные пороки в качестве источника множества грехов следующим образом: «главный порок таков, что имеет чрезвычайно желанную цель, так что в её вожделении человек прибегает к совершению многих грехов, которые все берут начало в этом пороке как их главной причине». Фома рассматривал те же семь главных грехов, которые перечислил папа Григорий, но в несколько ином порядке. Тот же самый список главных грехов предоставлял святой Бонавентура в сочинении «Краткое изложение богословия» (Breviloquium). Тем не менее в Сумме теологии можно встретить утверждение: «лень — это смертный грех» (acedia est peccatum mortale)

    К XVIII веку учение о семи смертных грехах проникает и в русское православие. В частности, его активно использует Тихон Задонский:

  • Гордость — бесчинное желание власти и славы
  • Лакомство (сластолюбие) — безмерное желание внешних благ, желание иметь богатство и стяжание
  • Блуд
  • Обжорство или чревоугодие
  • Зависть
  • Гнев
  • Леность или уныние
    • Мозаики алтарной части крипты базилики Нотр-Дам-де-Фурвьер, Лион, Франция
    • Superbia

    • Invidia

    • Ira

    • Acedia

    • Avaritia

    • Gula

    • Luxuria


    Имя:*
    E-Mail:
    Комментарий: