Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер
Каркасный дом
Несущие конструкции
Металлические конструкции
Прочность дорог
Дорожные материалы
Стальные конструкции
Грунтовые основания
Опорные сооружения





















Яндекс.Метрика

Красногорский, Николай Иванович

Николай Иванович Красногорский (26 июня [8 июля] 1882, Петербург — 2 августа 1961, Сиверский, Ленинградская область) — советский педиатр, крупный специалист в области изучения физиологии высшей нервной деятельности, академик АМН СССР (1945 г.), заслуженный деятель науки РСФСР, лауреат Сталинской премии и премии имени И. П. Павлова. Один из основоположников советской школы педиатров, активный приверженец теории нервизма и физиологического направления в педиатрии.

Потомственный дворянин, сын статского советника Ивана Александровича Красногорского. Полковник медицинской службы.

Биография

Родился в Петербурге, в семье чиновника министерства финансов Российской Империи Ивана Александровича Красногорсокого и его жены Варвары Михайловны.

Родители владели доходным домом рядом с Николаевским вокзалом на Лиговской ул. д. 36, в одной из квартир которого семья продолжала проживать и после смерти отца, последовавшей 2 мая 1903 г. (похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры). После революции дом был национализирован и Красногорские вынужденно перебрались в более скромное жилье. В наше время на месте дома, принадлежавшего И. А. Красногорскому, находится известный торговый центр «Галерея».

После окончания в 1902 г Петербургской гимназии Н. И. Красногорский поступил в Императорскую Военно-медицинскую академию (ВМА), где увлекся научной работой. Его наставниками в годы учёбы были профессор кафедры физиологии Иван Петрович Павлов, профессор кафедры детских болезней Александр Николаевич Шкарин и профессор кафедры медицинской химии Александр Яковлевич Данилевский. Под руководством последнего, в 1905 году, И. Н. Красногорский будучи студентом 2-го курса выполнил две научные работы: «Антипепсин в низших растительных организмах и его биологическое значение для человека» и «Материалы к химическому изучению глобина», за что был удостоен премии имени академика Николая Николаевича Зинина (годом позже обе эти работы были опубликованы). Что интересно, в тот же год он опубликовал свою первую работу по условным рефлексам, которую выполнил самостоятельно, ещё до встречи с И. П. Павловым. В 1908 г. Николай Иванович успешно окончил академию и по результатам конкурса был с целью научного усовершенствования зачислен на кафедру физиологии профессора И. П. Павлова. В эти годы ему посчастливилось поработать в Бреславле, в лаборатории знаменитого профессора Адальберта Черни.

В 1911 году Н. И. Красногорский защитил диссертацию на звание доктора медицины: «О процессе задерживания и о локализации кожного и двигательного анализаторов в коре больших полушарий у собаки». Имея клиническую подготовку в области педиатрии, он вскоре был избран ассистентом Николаевской детской больницы, где судьба свела его с будущим основоположником советской школы детских инфекционистов М. Г. Данилевичем.

С началом Первой мировой войны Н. И. Красногорский получил назначение врачом-консультантом Брянских военных госпиталей (их было более восьми). Оставаясь в этой должности, в 1916 году он был избран приват-доцентом кафедры детских болезней Военно-медицинской академии.

В начале 1917 года Николая Ивановича избрали профессором кафедры детских болезней медицинского факультета Юрьевского университета. До 1892 г., старейший в Российской Империи Юрьевский (Дерптский) университет отличался тем, что преподавание здесь велось на немецком языке. Это определяло национальный состав его профессорско-преподавательского коллектива. Только после принятия высочайшего решения в конце XIX века учебный процесс был переведён на русский язык, и в университете появились русскоговорящие преподаватели. Даже спустя 20 лет это создавало определённые сложности для тех профессоров, кто приезжал в Юрьев из центральной России. К тому же, рядом шла война и дефицит кадров был весьма значительным.

23 февраля 1918 года, нарушив перемирие между Советской Россией и Германией, немецкие войска заняли Юрьев. 7 марта 1918 года Юрьевский университет был закрыт, а 8 июня 1918 года постановлением Совета Народных Комиссаров РСФСР было принято решение о переводе его из Юрьва в Воронеж. Так Н. И. Красногорский оказался в Воронеже, где принял непосредственное участие в становлении университета на новом месте. Ввиду крайнего дефицита преподавателей и профессоров он, помимо кафедры детских болезней, после отъезда в 1919 году профессора А. И. Ющенко в Ростов, был вынужден возглавить и кафедру душевных и нервных болезней.

В 1922 году Н. И. Красногорский был избран профессором кафедры детских болезней 1-го Петроградского медицинского института и вернулся в Петроград. Поскольку клинической базой кафедры была определена детская больница им. Н. Ф. Филатова (б. Николаевская детская больница, где Николай Иванович работал ещё перед войной), с 1923 г. он был утверждён в должности главного врача этой больницы. С этого момента начался процесс её постепенной реорганизации в детскую инфекционную больницу. Прежде всего Н. И. Красногорским было организовано инфекционное отделение которое возглавил М. Г. Данилевич.

В 1920-х годах изучал условно-рефлекторную деятельность у детей, пытаясь показать схожесть механизмов высшей нервной деятельности животных и детей.

Начало 30-х годов ознаменовалось преобразованиями и в 1-ом медицинском институте. Так, в связи с организацией педиатрического факультета в институте стали появляться новые кафедры детских болезней. К 1936 г. их было уже четыре: три кафедры педиатрического факультета и кафедра педиатрии лечебного факультета, которую продолжал возглавлять Н. И. Красногорский. В этих условиях постоянно менялись учебные планы, что необходимо было учитывать в повседневной научно-педагогической деятельности кафедры. В 1938 г. на месте педиатрического факультета, который влился в состав Ленинградского педиатрического медицинского института, был создан Военно-морской факультет, и кафедра педиатрии Н. И. Красногорского вошла в его состав.

Все это совпало с годами репрессий, которые не обошли стороной и Николая Ивановича. Ещё в 1930 году он был по доносу арестован вместе с женой. Никакой вины Красногорских чекистам обнаружить не удалось, и их отпустили. В 1938 г. Людмила Ивановна Красногорская была арестована уже по-настоящему. Ей была вменена статья 58 Уголовного кодекса РСФСР, пункт 6 (шпионаж). 2 ноября 1938 г. Особой тройкой УНКВД по Ленинградской области она была приговорена к расстрелу. Произошел редкий случай. Приговор отменили, и постановлением УНКВД ЛО Людмила Ивановна 21 декабря 1938 г. была освобождена

Занятие по педиатрии на кафедре Н. И. Красногорского в клинике ВММА. 1949 г.

10 июня 1940 года постановлением Совнаркома СССР было объявлено о формировании на базе 3-го Ленинградского медицинского института Военно-морской медицинской академии. При этом на её укомплектование передавался весь военно-морской факультет 1-го ЛМИ. Так Н. И. Красногорский со своими сотрудниками неожиданно для себя оказался в составе новой академии. Весь процесс реорганизации занял всего 21 день.

Н. И. Красногорский возглавлял кафедру детских болезней ВММА до 1952 г. В конце 1941 года, уже после того, как вокруг Ленинграда сомкнулось кольцо блокады, вместе с академией он был эвакуирован в г. Киров. Сама эвакуация не обошлась без трагедии. 28 ноября 1941 года, когда Ладога уже почти полностью покрылась льдом, на старой барже погиб почти весь выпуск врачей Академии 1941 года.

Процесс подготовки врачей на новом месте был продолжен только с февраля 1942 года. В Кирове находилось 70 эвакогоспиталей, поэтому помимо учебного процесса сотрудникам Академии приходилось нести огромную лечебную нагрузку. Вернулись в Ленинград только в 1944 году, когда блокада была полностью снята и Н. И. Красногорский продолжил свою научно-педагогическую и врачебную деятельность в привычной обстановке. Будучи выдающимся педиатром и ближайшим учеником академика Н. И. Павлова, Николай Иванович всегда (а, возможно, и прежде всего) оставался учёным-физиологом. Все его научные труды посвящены изучению физиологии высшей нервной деятельности здорового и больного ребёнка. Вместе с академиком Л. А. Орбели в 1945 г. Н. И. Красногорский создал лабораторию высшей нервной деятельности ребёнка в Ленинградском научно-исследовательском педиатрическом институте МЗ РСФСР. В 1950 г. под руководством Н. И. Красногорского эта лаборатория продолжила свою работу в стенах Института физиологии имени И. П. Павлова.

Перевод совпал с весьма драматичными событиями. После известной объединённой «павловской сессии» АН и АМН СССР Л. А. Орбели был ошельмован и отстранен от руководства Естественно-научным институтом имени П. Ф. Лесгафта. Н. И. Красногорский оказался одним из немногих, кто осмелился протянуть руку помощи. К себе в лабораторию он принял нескольких бывших сотрудников Л. A. Орбели — тех, кто сохранил верность своим идеям и своему руководителю. Среди таких отверженных, кому помог Николай Иванович, оказался, например, доктор биологических наук И. И. Канаев.

В 1952 году Николай Иванович оставил кафедру в ВММА и полностью сконцентрировался на работе в своей лаборатории. Именно за работы в области физиологии высшей нервной деятельности у детей Н. И. Красногорский ещё в 1942 г. был удостоен премии АН СССР имени И. П. Павлова, в 1944 г. стал заслуженным деятелем науки РСФСР, в 1945 г. — действительным членом АМН СССР, а в 1952 г. удостоен Сталинской премии первой степени.

Умер Николай Иванович 2 августа 1961 года на даче в посёлке Сиверский, в предместье Ленинграда. Он завещал похоронить себя рядом с отцом, на Никольском кладбище Александро-Невской лавры, но городские власти не дали на то разрешения. Академик Н. И. Красногорский был похоронен на Дружносельском кладбище посёлка Сиверский.

Семья

  • Жена: Людмила Ивановна ур. Савицкая (1904 г.р.) — из потомственных дворян, домохозяйка;
  • Сын: Николай Николаевич Красногорский (род.: 4.06.1922, Воронеж) — профессор, заведующий кафедрой пропедевтики детских болезней, позже — факультетской педиатрии Львовского медицинского института;
  • Внук: Иван Николаевич Красногорский — к.м.н., доцент, врач-патологоанатом ФГБУ «Научно-исследовательский детский ортопедический институт им. Г. И. Турнера»;
  • Сестры: Варвара Ивановна, Вера Ивановна и Мария Ивановна Красногорские;
  • Племянник: Владимир Владимирович Алякринский — учёный секретарь института физиологии им. И. П. Павлова РАН.

Вклад в науку

Основные труды Н. И. Красногорского посвящены исследованию Высшей нервной деятельности.

  • Ещё в 1911 г., в своей диссертации на звание доктора медицины он доказал, что внутреннее торможение в коре головного мозга подчинено закону иррадиации и концентрации. По свидетельству академика И. П. Павлова, это открыло новую важнейшую главу в исследовании физиологии коры больших полушарий. Выявленный Н. И. Красногорским принцип иррадиации торможения лег в основу павловской концепции о физиологическом и гипнотическом сне, как об обобщённом и частичном внутреннем торможении.
  • Николай Иванович впервые использовал метод условных рефлексов для изучения функций мозга у здоровых и больных детей. В 1926 г. совместно с А. А. Ющенко предложил вакуумную слюнную капсулу для изучения у детей условных и безусловных рефлексов.
  • Предложил собственную концепцию типов высшей нервной деятельности, как альтернативу моделям Б. М. Теплова и А. Г. Иванова-Смоленского.
  • Исследовал взаимодействие сигнальных систем у детей, тормозные условные рефлексы, условно-рефлекторные связи «на время», а также комплексную деятельность коры больших полушарий. Практическим воплощением этих работ стал разработанный Н. И. Красногорским эффективный метод лечения ночного энуреза у детей.
  • Как организатор здравоохранения, наряду с М. Г. Данилевичем, Николай Иванович стоит у истоков ленинградской школы детских инфекционистов.

Интересные факты

  • С детства Николай Иванович серьезно занимался музыкой, в том числе композицией. Ему принадлежат несколько романсов и даже опера, которую он написал будучи ещё гимназистом. В сентябре 1904 года Н. И. Красногорскому — тогда студенту Императорской Военно-медицинской академии — было дозволено выступить со своими произведениями в Офицерском собрании перед отправляющейся на Дальний Восток офицерами 2-ой Тихоокеанской эскадры вице-адмирала З. П. Рождественского. Николай Иванович был постоянным участником домашних концертов на квартире у И. П. Павлова, а находясь в Бреславле, часто аккомпанировал своему учителю Адальберту Черни — виртуозу игры на скрипке.
  • Обладая великолепным музыкальным слухом и руками первоклассного пианиста, Николай Иванович превосходно владел методикой обследования ребёнка. Возможно, именно эти его качества существенно повлияли на формирование одного из его учеников — профессора А. Б. Воловика, который возглавив кафедру пропедевтики детских болезней Ленинградского педиатрического института, всегда предпочитал одарённых в музыкальном плане сотрудников.
  • В 1916 году академик Иван Петрович Павлов так отзывался о Н. И. Красногорском:

«Я знаю доктора Николая Ивановича Красногорского, как лабораторного работника. Через мою лабораторию прошло много русских работников и несколько иностранных разных специальностей, и я не преувеличиваю, если скажу, что доктор Красногорский едва ли не лучший из всех. Работать с ним было для меня большим наслаждением — и я поистине не могу сказать, кто из нас кого умственно больше возбуждал: я его, или он меня. Да, он горяч, очень увлекается, может быть несколько самонадеян, — но, ведь, это — натуральные черты молодости и силы. Для русского сердца истинно приятно встретить такого талантливого человека, как доктор Красногорский».

  • По свидетельству профессора А. И. Клиорина в 1930 году именно И. П. Павлов в буквальном смысле спас Н. И. Красногорского с женой Людмилой Ивановной, когда оба они были арестованы. В то время, когда вокруг все молчали, академик Павлов, рискуя многим, упорно добивался их освобождения. Все месяцы, пока Красногорские находились в следственном изоляторе, их сын Николай жил в семье у И. П. Павлова.
  • А. И. Клиорин был свидетелем и того, как в 1950 году крупнейший московский педиатр, академик АН и АМН СССР Георгий Нестерович Сперанский, при встрече заявил Николаю Ивановичу, что именно тот является выдающимся ученым. Себя же он характеризовал исключительно как организатора медицинской помощи детям в нашей стране.
  • Авторитет Николая Иванович Красногорского, как детского врача был столь высок, что существовала легенда, будто уже в советское время, естественно по согласованию с властями, из Швеции в Ленинград специально за Н. И. Красногорским был прислан эсминец для того, чтобы срочно доставить в Стокгольм, где требовалось его участие в лечении ребёнка — члена королевской семьи. А. И. Клиорин объяснял это следующим:

«У постели больного он неизменно демонстрировал физиологическое мышление, будучи озабочен не только определением нозологической формы, но даже в большей степени расшифровкой патогенеза заболевания. Прекрасное знание многих областей физиологии подчас позволяло ему подойти к пониманию существа заболевания, что оказывалось недоступным для его коллег, прекрасных врачей… Николая Ивановича как лектора в значительной степени определяли блестящая память, безупречная культура речи. Он не пользовался конспектами, у слушателей создавалось впечатление, что весь текст лекции от первой до последней фразы четко запечатлен в памяти автора»

Клиорин А. И. Педиатрия.-1983,- № 5.. С.76-78.

Награды и премии

  • орден Ленина
  • Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • Медаль «В память 250-летия Ленинграда»
  • Премия имени И. П. Павлова (1942)
  • заслуженный деятель науки РСФСР (1944)
  • Сталинская премия первой степени (1952) — за исследования ВНД у детей, завершённые статьями «Фазовые изменения деятельности больших полушарий головного мозга у детей» и «Некоторые итоги применения и развития учения И. П. Павлова о высшей нервной деятельности в педиатрической клинике» (1951)

Избранные труды

  • Красногорский Н.И. Антипепсин в низших растительных организмах и его биологическое значение для человека /Н.И. Красногорский; (Из Физиол. хим. лаб. акад. А.Я. Данилевского). — Санкт-Петербург: тип. М. Меркушева, 1906. — 73 с.
  • Красногорский Н.И. Материалы к химическому изучению глобина /Н.И. Красногорский; (Из Физиол.-хим. лаб. проф. А.Я. Данилевского).. — Санкт-Петербург: тип. М. Меркушева, 1907. — 32 с.
  • Красногорский Н.И. О процессе задерживания и о локализации кожного и двигательного анализаторов в коре больших полушарий у собаки : Дис. на степ. д-ра мед. Н.И. Красногорского /Из Физиол. отд. Имп. Ин-та эксперим. медицины и Физиол. лаб. Имп. Воен.-мед. акад. - (Серия докторских диссертаций, допущенных к защите в Императорской Военно-медицинской академии в 1911-1912 учебном году ; № 7). — Санкт-Петербург: тип. Глав. упр. уделов, 1911. — 168 с.
  • Красногорский Н.И. 1). Экссудативный диатез и его лечение;2). О рахите : Две лекции. 1915 г.. — Петроград: А.Н. Лавров и К°, 1916. — 31 с.
  • О соискании звания приват-доцента Имп. Военно-медицинской академии по кафедре учения о детских болезнях с клиникой доктором медицины Н.И. Красногорским. — Петроград: А.Н. Лавров и К°, 1916. — 48 с.
  • Красногорский Н.И. О нервности в детском возрасте и о мерах борьбы с ней /Н.И. Красногорский, прив.-доц. Воен.-мед. акад., консультант Брян. воен. госпиталя. — Петроград: К.Л. Риккер, 1917. — 30 с.
  • Красногорский Н.И. Развитие учения о физиологической деятельности мозга у детей : Статьи, лекции и доклады за период 1907-34 гг. гг /Проф. Н.И. Красногорский. Зав. Детской клиникой I Ленингр. мед. ин-та ; Ин-т охраны здоровья детей и подростков.. — Ленинград, Москва: Биомедгиз, 1935. — 187 с.
  • Красногорский Н.И. Развитие учения о физиологической деятельности мозга у детей. Изд. 2. — Ленинград, 1939.
  • Красногорский Н.И. Что нужно знать и делать для сохранения здоровья детей : Советы матерям. — Киров: Обл. изд-во, 1942. — 16 с.
  • Красногорский Н.И. Фазовые изменения деятельности больших полушарий головного мозга у детей / Журнал высшей нервной деятельности им. И.П. Павлова Т. 1, в. 1. — 1951. — 36 с.
  • Красногорский Н.И. Некоторые итоги применения и развития учения И.П. Павлова о высшей нервной деятельности в педиатрической клинике / Журнал высшей нервной деятельности им. И.П. Павлова Т. 1 в. 6. — 1951. — 800 с.
  • Красногорский Н.И. Труды по изучению высшей нервной деятельности человека и животных : Т. 1.. — Москва: Медгиз, 1954.
  • Красногорский Н.И. Высшая нервная деятельность ребёнка. — Москва: Медгиз, 1957. — 300 с.
  • Красногорский Н.И. Высшая нервная деятельность ребёнка. — Ленинград: Медгиз, 1958. — 320 с.

Доклады на заседаниях Общества детских врачей

Адреса в Петербурге

  • До 1917 г. Семья Красногроских занимала квартиру с собственном доходном доме на Лиговской ул., д. 36 (дом не сохранился).
  • До эвакуации Н. И. Красногорский проживал в служебной квартире при детской больнице им. Н. Ф Филатова: ул. Вологодская (Чапыгина), д. 13.
  • Последние годы — на ул. Куйбышева, д. 3.

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: