Болонская школа живописи — одна из крупнейших школ академического искусства в истории западноевропейской живописи.
Понятием «болонская школа» объединяют несколько поколений художников, работавших в столице области Эмилия-Романья в XVI—XVIII веках и соперничавших с другими художественными центрами Италии — Флоренцией (Флорентийская школа живописи) и Римом. Самыми значительными её представителями были братья Карраччи, и прежде всего — Лодовико, учредивший художественную Академию дельи Инкамминати (итал. Accademia degli Incamminati) и открывший этим путь академизму в искусстве, а позднее — мастера эпохи барокко: Доменикино, Гверчино и Гвидо Рени.
Во второй половине XVI века искусство Италии испытывало кризис, как по внутренним, так и по внешним, экономическим и политическим причинам. Это было время маньеризма и эклектизма в живописи, графике и архитектуре .
Болонья — город в центре Северной Италии — по мнению многих знатоков истории итальянского искусства не дал миру столь же выдающихся живописцев, как Венеция, Флоренция или Рим. Болонья всегда славилась инженерами, умелыми строителями и архитекторами . Но именно в Болонье в 1585 году живописец Лодовико Карраччи вместе с братьями Агостино и Аннибале организовал знаменитую впоследствии Болонскую Академию — «Академию вступивших на правильный путь» (итал. Accademia degli Incamminati), открывшую путь академизму в европейском искусстве. Значение этой академии было велико, хотя и оценивается в истории искусства неоднозначно .
Позднее Болонью прославили мастера эпохи барокко, выпускники Болонской Академии: Ф. Альбани, Доменикино, Гверчино, Дж. М. Креспи, Дж. Ланфранко, Б. Пассаротти, Гвидо Рени, Л. Спада, Ф. Франча. Но особенность их творчества заключалась в том, что, в отличие от мастеров барокко римской школы, болонцы в эту же эпоху исповедовали академизм и маньеризм.
В XVII—XVIII веках такие устремления расценивали положительно, в качестве плодотворного развития достижений итальянского Возрождения посредством «синтеза и порядка». В наше время В. Н. Гращенков назвал такую тенденцию «второй линией Высокого Возрождения», опиравшейся «на сильную натуралистическую традицию, бытовавшую в живописи Северной Италии» .
Идея синтеза довлела над художниками болонской школы. Эту идею хорошо иллюстрирует сонет, который приписывают одному из основателей Болонской академии Агостино Карраччи, но, вероятнее всего, сочинённый К. Мальвазиа. В этом сонете изложена суть академического метода художников болонской школы.
К наиболее крупным мастерам болонской школы принадлежали:
- Джироламо да Карпи (1501—1556)
- Денис Калверт (1540—1619)
- Лавиния Фонтана (1552—1614)
- Аннибале Карраччи (1560—1609)
- Лодовико Карраччи (1555—1619)
- Агостино Карраччи (1557—1602)
- Гвидо Рени (1575—1642)
- Доменикино (1581—1641)
- Франческо Альбани (1578—1660)
- Джованни Франческо Барбьери, прозв. Гверчино (1591—1666)
- Карло Чиньяни (1628—1719)
- Элизабетта Сирани (1638—1665)
- Джузеппе Мариа Креспи (1665—1747)
- Убальдо Гандольфи (1720—1781)
- Лоренцо Гарбьери (1580—1654)