Mīs pî — древний месопотамский двухдневный обряд, включавший в себя церемониальные действия и сопутствующие им заклинания, и проводившийся с целью очищения, освещения или вивификации рукотворной статуи божества — идола. Для ритуала создавались целые серии записей на клинописных табличках с подробными инструкциями к ритуалу, а также с текстами заклинаний на шумерском языке, которые произносились в процессе его проведения.
Цель ритуала:
- Обеспечить полную сохранность чистоты божественного идола;
- Аннигилировать все следы человеческого участия в создании культового образа;
- Пробудить сверхъестественную силу в идоле и наделить его способностью видеть, слышать, действовать.
Исторические источники
Sales contract Shuruppak Louvre AO3760К наиболее ранним свидетельствам ритуала можно отнести шумерские административные документы времен III династии Ура (2113—2006 до н. э.), упоминающие ритуал «Отверзения уст» статуи Гудеа, умершего и обожествленного правителя шумерского города-государства Лагаш.
Дошедшие до наших дней клинописные источники о ритуале Mīs pî датируются VIII—V вв. до н. э. и относятся к Новоассирийскому периоду. Это текстовые фрагменты из Ниневии, Вавилона, Сиппара, Ниппура, Урука, Султантепе (Турция) и Хамы. Некоторые тексты заклинаний содержат колофоны, указывающие на их принадлежность к королевской библиотеке Ашшурбанипала. Вероятнее всего часть текстов являются копией с более древних оригиналов.
В основу реконструкции ритуала легли клинописные таблички из Нинивии и Вавилона. Исходя из существующих в настоящее время доказательств, можно предположить, что серия из 6 ритуальных табличек использовалась в Вавилоне, и серия из 8 табличек использовалась в Нинивеи. Процесс приготовления к ритуалу и заклинания различаются в этих двух источниках, поэтому принято различать две версии ритуала — нинивийскую и вавилонскую.
Ритуал
Ритуал Mīs pî является разновидностью ритуала омовения — это традиционный ритуал очищения в древней Месопотамии, который применялся не только к идолам, но и к другим божественным образам, в том числе и к царям. Mīs pî (Омовение уст) проводился вместе с ритуалом Pīs pî (Отверзение уст). Эти ритуалы сопровождали весь процесс создания культового идола — от работы в мастерской до установки статуи в храм. Соблюдение ритуала гарантировало чистоту статуи и дальнейшую трансформацию статуи в реальное имманентное божество.
Как известно, идолы, участвующие в освещении, были сделаны из дерева, покрыты драгоценными металлами, золотом или серебром, и украшены инкрустацией из драгоценных камней. Готовая статуя облачалась в мантию. Выбор ремесленника, который изготовлял статую, тоже был неслучаен. Из текстовых записей того времени следует, что мастер назначался божеством. Статуя изготовлялась в храме, как в месте, где рождаются боги, в благоприятный месяц, заранее определенный жрецами.
Церемониальный процесс
В зависимости от источников (вавилонская или нинивийская версии) в ритуальных текстах упоминается около 10 или 11 этапов церемонии. Церемониальное шествие проходит в городе, сельской местности, храме, мастерской, у реки, в саду, в тростниковых хижинах и т. д. Каждому этапу соответствует свой собственный набор ритуалов и заклинаний, обращенных к 9 великим богам, среди которых упоминались боги Солнца, Луны и Венеры; далее шло обращение к 9 богам-покровителям ремесленничества и другим небесным богам;
Статуя. Месопотамия 2750—2600 до н. э.Первый день — ритуал «Омовения уст»
Первый день был посвящён приготовлениям, связанных с церемонией Mīs pî «Омовение уст». Целью ритуала является очищение статуи идола от всех следов человеческого участи в её создании. В ритуале использовались ингредиенты с хорошо известными древним шумерам очищающими свойствами, они предназначались как божеству, так и ремесленнику. После церемонии «Омовения уст» процесс перемещался в ремесленную мастерскую, где статуя окуривалась.
Второй день — ритуал «Отверзения уст»
Обряд «Отверзения уст» или Pīs pî осуществляется на второй день с использованием сиропа, топленого масла, кедра и кипариса. Ритуал второго дня был направлен на то, чтобы дисассоциировать культовый образ с его человеческим создателем. Ремесленнику символично отрезали руки тамарисковым деревянным мечом, а он, в свою очередь, произносил отказ от своего творения, утверждая, что истинным создателем статуи является само божество.
Три фазы трансформации
Весь ритуальный процесс можно разделить на 3 логические фазы, характеризующие главную суть ритуала.