Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер
Каркасный дом
Несущие конструкции
Металлические конструкции
Прочность дорог
Дорожные материалы
Стальные конструкции
Грунтовые основания
Опорные сооружения





















Яндекс.Метрика

Киров (крейсер)

Краснознамённый крейсер «Киров» — лёгкий крейсер проекта 26. Первый крейсер советской постройки. Спущен на воду 30 ноября 1936 года. Исключен из состава флота в 1974 году.

Проект

А. И. Маслов — главный конструктор крейсера «Киров»

Первоначальный проект основывался на проекте крейсера «Раймондо Монтекукколи», но окончательный проект создавался на основе теоретического чертежа крейсера «Эудженио ди Савойя» — дальнейшего развития крейсера «Раймондо Монтекукколи». Полный пакет технических документов на корабль был приобретён советской стороной у итальянской фирмы «Ансальдо», главным конструктором крейсера проекта 26 в СССР назначен Анатолий Иоасафович Маслов.

Строительство и испытания

Первоначальный силуэт крейсера «Киров»

Строительство было начато по постановлению Совета труда и обороны от 11 июля 1934 года № 58сс.

Корпус крейсера заложили на Ленинградском судостроительном заводе № 189 имени С. Орджоникидзе (с опозданием на 4 месяца от плана). Во время церемонии закладки присутствовали — М. И. Калинин и Начальник Морских сил РККА В. М. Орлов. Главный строитель — военинженер 2-го ранга Н. В. Григорьев. При строительстве крейсер обозначался как «заказ № 269».

Корпус был изготовлен клёпаным методом из стали двух марок — марганцовистой (наружная обшивка, второе дно, главные переборки, верхняя палуба и её набор и другие несущие конструкции), и обыкновенной углеродистой (сталь 3) — для оконечностей и второстепенных конструкций. Система набора — смешанная: в средней части (61—219 шп.) преимущественно продольная, с длиной шпации 750 мм; в оконечностях — поперечная, со шпацией 500 мм. Корпус разделен на 19 главных водонепроницаемых отсеков с таким расчетом, чтобы корабль остался на плаву при затоплении любых трех.

7 августа 1937 года под заводским флагом совершил первый выход в море (из Кронштадта по «Маркизовой луже»).

В ходе испытаний произошли множественные аварии, и были выявлены недоделки. Н. В. Григорьева арестовали и вскоре расстреляли. Главным строителем назначили В. Л. Бродского (в этом же году был арестован). В 1938 году, во время торпедных стрельб, одна из учебных торпед, сделав циркуляцию, ударила крейсер в борт, в результате чего был отстранен, а затем арестован председатель комиссии по приемке корабля А. К. Векман.

25 сентября 1938 года комиссией под председательством капитана 2 ранга Д. Д. Долина, был подписан акт о приёмке.

Боевая служба

15 октября 1939 года крейсер прибыл в Таллин. 22 октября прибыл в Лиепаю, которая стала для него базой до конца советско-финской войны. В этой войне крейсер провёл одну боевую операцию — 1 декабря 1939 года вышел в море для обстрела финской береговой батареи на острове Руссарэ. Не имея кораблей прикрытия и сведений о расположении минных полей, корабль чудом избежал попадания на них. При обстреле батареи было выпущено 35 снарядов (повреждены пристань, казарма, маяк, сама батарея не пострадала). В ответ финны выпустили 15 снарядов и по их данным добились попаданий в крейсер (советскими историками попадания в корабль не подтверждаются).

Краснознамённый крейсер «Киров»

Осенью 1940 года ушел в Кронштадт на ремонт и замену лейнеров. В мае 1941 года перешел в Таллин[прояснить]. 14 июня перебазировался в Усть-Двинск.

22 июня 1941 года находился на рейде Риги. Далее участвовал в обороне Таллина: с 22 по 27 августа произвел 36 стрельб по войскам противника, в ответ по кораблю было выпущено до 500 снарядов и сброшено 326 бомб немецкой авиацией. На рейде Таллина крейсер получил одно попадание немецкого крупного снаряда в корму, погибло 9 членов экипажа, 30 получили ранения. Участие крейсера «Киров» в обороне Таллина с его 180-мм орудиями позволило, наконец, закрепиться на линии обороны отступавшим из Прибалтики войскам и на значительное время задержать немецкое наступление на Ленинград.

В таллинском переходе шёл как флагман отряда главных сил (командующий — вице-адмирал В. Ф. Трибуц). Силами прикрытия командовал контр-адмирал Ю. А. Пантелеев, арьергардом — контр-адмирал Ю. Ф. Ралль, их задачей было прикрывать крейсер. На крейсере эвакуировались Военный совет КБФ, члены Совета Министров Эстонской ССР, ценности Эстонского государственного банка и Красное знамя Балтийского флота. Все боевые корабли а также транспорты и вспомогательные суда были сведены в четыре конвоя. Опасаясь обвинений в паникёрстве, командование флота не провело предварительного протраливания маршрута перехода и не определило границы минного поля. Во время перехода не делалось попыток обвеховать протраленный фарватер. В начале перехода транспорты шли 7-ми узловым ходом, а боевые корабли − 12 узловым, но и на этой скорости параваны не действовали. Наутро крейсер оторвался от конвоя и пошёл 27-узловым ходом и благополучно прибыл в Кронштадт 29 августа.

30 августа 1941 года, приказом Наркома ВМФ крейсер передан как флагман в состав эскадры под командованием вице-адмирала В. П. Дрозда. Затем крейсер вёл артиллерийской огонь из Кронштадта, по наступавшему противнику выпущено свыше 500 снарядов. Почти ежедневно крейсер подвергался атакам авиации врага и получил несколько попаданий авиабомб (небольшого калибра), погибло трое и ранено двенадцать моряков. Зенитчики сбили три самолёта врага. Затем, с 4 сентября находился в Ленинграде, откуда с позиции на Неве продолжал вести огонь по врагу.

Первый удар немецкой операции Гёц фон Берлихинген состоялся 24 апреля 1942 года. После мощного артиллерийского удара по кораблям, 62 бомбардировщика и 28 истребителей противника в течение трёх часов атаковали корабли. Изменение тактики оказалось неожиданным для советской противовоздушной обороны, опасность для кораблей резко возросла. Сильнее всех пострадал крейсер «Киров», получивший 3 прямых попадания авиабомб. Был уничтожен запасной командный пункт корабля, перебиты некоторые трубопроводы и паропроводы, уничтожены некоторые помещения. Возник пожар в погребах боеприпасов, начались разрывы находившихся там снарядов; во избежание взрыва корабля несколько артиллерийских погребов пришлось затопить. Были повреждены 6 орудий и 2 зенитных пулемёта. Погибло 86 и было ранено 46 членов экипажа.

Артиллерия крейсера участвовала в Ленинградско-Новгородской операции в январе 1944 года. В июне 1944 года с позиции в Ленинградском торговом порту крейсер произвел свои последние залпы в войне по позициям финнов в ходе Выборгско-Петрозаводской операции. Экипаж корабля был награждён медалями за оборону Ленинграда, позже, 13 октября 1944 года 39 членов экипажа крейсера были представлены к правительственным наградам.

Послевоенная служба

17 октября 1945 года, недалеко от Кронштадта, крейсер подорвался на оставшейся с войны донной магнитной мине, получил значительные повреждения, имелись жертвы в составе экипажа.

Крейсер «Киров» на Неве, день ВМФ 1965 года

С ноября 1949 года по апрель 1953 года ремонт и модернизация на заводе № 194. 100-мм универсальные установки Б-34 заменили на Б-34УСМ, имевшие дистанционное наведение. Вместо малокалиберной зенитной артиллерии были установлены 9 спаренных 37-мм установок В-11. Заменено радиооборудование. Была переделана носовая надстройка и фок-мачта. Грот-мачту перенесли и установили перед второй дымовой трубой. Стоимость выполненных работ составила около 200 млн рублей (в ценах того времени).

После ремонта, до 1958 года крейсер базировался на Лиепаю. 29 апреля 1958 года крейсер вывели из боевого состава и поставили на отстой в Кронштадте. 6 сентября 1960 года «Киров» был расконсервирован и передан в состав Ленинградской военно-морской базы, а 3 августа 1961 года переквалифицирован в учебный корабль. До 1974 года крейсер регулярно совершал походы с курсантами высших военно-морских училищ по Балтийскому морю, неоднократно посещал порты ПНР и ГДР.

После исключения корабля из списков флота, две его носовые артиллерийские башни были установлены в Ленинграде в качестве памятника кораблю-защитнику города. Одно из универсальных орудий установлено как памятник в парке имени 28 гвардейцев-панфиловцев в Алма-Ате.

Командиры корабля

  • 1937 — 1941: капитан 1-го ранга Н. Э. Фельдман
  • 1941 — декабрь 1942: капитан 1-го ранга М. Г. Сухоруков
  • декабрь 1942 — январь 1945: капитан 1-го ранга С. Д. Солоухин
  • февраль 1945 — сентябрь 1945: капитан 2-го ранга М. Д. Осадчий
  • сентябрь 1945 — 1947: капитан 1-го ранга М. Г. Иванов.
  • 1956 — ?: капитан 1-го ранга П. И. Сидоренко
  • ? --1958 -- ?: капитан 2-го ранга Викторов
  • 1971 — ?: капитан 1-го ранга В. П. Макаров
  • 1974 — ?: капитан 2-го ранга К. И. Гильманов

Память, отражение в культуре и искусстве

  • Картина «Крейсер Киров защищает Таллин» (1942 год, Р. А. Сагритс, холст, масло, 90 × 200 см)
  • В 1973 году в СССР были выпущены почтовая марка и карточка для картмаксимума с изображением крейсера.
  • 7 февраля 2020 года Банк России выпустил в обращение памятную монету номиналом 25 рублей «Конструктор оружия А. И. Маслов» из серии «Оружие Великой Победы» (конструкторы оружия) с изображением лёгкого крейсера проекта 26 «Киров»;

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: