Для проверки способов расчета узлов, изложенных ранее, были выполнены соответствующие экспериментальные исследования.
Первая серия этих испытаний была посвящена изучению соединения колонны и ригеля в угловых узлах без вутов. В дальнейшем приведем результаты исследований, полученные в работе; такие же выводы изложены в других работах. Принятые для испытания конструкция и схема нагружения показаны на рис. 8.7, а. Рамный узел был изготовлен из широкополочных двутавров американского сортамента WF и рассчитан способом, изложенным ранее.
Результаты экспериментов показаны на рис. 8.7, 6 в виде зависимостей MН/Mpl от vн/vel. Здесь MН — изгибающий момент; Mpl — пластический момент; vH — угол поворота; vel — наибольший упругий угол поворота в теоретическом узле Н. Пластические моменты сечений испытываемых образцов незначительно отличаются друг от друга; область возможных изменений их значений на рис. 8.7, b показана штриховкой. При этом за единицу измерения на вертикальной оси принят наименьший пластический момент. Из рисунка видно, что узлы исследуемого типа соединения работали в целом удовлетворительно в отношении прочности и способности к повороту.
Следующая серия испытаний была проведена на соединениях колонны и ригеля в угловых узлах с вутами.
Образцы этой серии 2, 3 и 4 показаны на рис. 8.8, а; образец 1 отличался от образца 2 тем, что в нем отсутствовало диагональное ребро жесткости. Длина вутов в образцах 1 и 2 согласно формуле (8.20) составляла l0 = 55. В образцах 3 и 4 вуты были вдвое длиннее (l0 = 10b); однако исчерпание несущей способности из плоскости действия момента исключалось за счет увеличения высоты вутов (образец 3) или толщины поясов вутов (образец 4). Узлы экспериментальных образцов 2, 3 и 4 были запроектированы в соответствии с расчетом, приведенным ранее. Схема загружения была такой же, как и в предыдущей серии испытаний (см. рис. 8.7, а). Результаты испытаний показаны на рис. 8.8, b в виде зависимостей MН/Mpl от vH/vel. Испытанные узлы работали в целом удовлетворительно в отношении несущей способности и возможности поворотов. Узел 1 без диагонального ребра разрушился преждевременно в результате потери устойчивости вутов из плоскости действия момента.
Приведем теперь результаты испытаний соединений колонны и ригеля в узлах между этажами или пролетами. Образцы для испытаний и схема их нагружения показаны на рис. 8.9, а. Узлы были рассчитаны по формулам п. 8.3. Полученные зависимости V/Vel от vк/vpl, приведены на рис. 8.9, b V — нагрузка на концах К консолей; прогиб конца К; Vel и vel — соответствующие наибольшие упругие значения. Все исследованные узлы работали в целом удовлетворительно.
Экспериментальные исследования показали, что несущая способность соединений, запроектированных способами, описанными ранее, полностью соответствуют теории их расчета в отношении прочности и способности к повороту.