Метод характеристик веса разработан проф. Н. С. Стрелецким применительно к мостам в 1926 г., а в 1934 г. этот метод был применен к анализу конструкций промышленных зданий. В труде эти вопросы освещены наиболее полно.
Теоретический вес конструкций может быть определен из следующих соображений.
Усилие в каком-либо элементе от внешних нагрузок и собственного веса равняется:
где S — усилие от единичной нагрузки;
m —число нагрузок;
q — внешняя нагрузка;
g — собственный вес элемента.
Площадь элемента
вес элемента
где μ — конструктивный коэффициент.
Вес всей конструкции, равный весу суммы входящих в конструкцию n элементов:
Вес на погонную единицу
Теоретическая характеристика зависит только от геометрии системы, фактическая характеристика отличается от теоретической конструктивным коэффициентом.
Характеристики при равномерно распределенной нагрузке: q — отвлеченное число; при сосредоточенной нагрузке q — характеристики имеют размерность 1/L.
Понятие характеристик веса может быть распространено и на изгибаемые элементы. В этом случае площадь сечения
где Sq и Sg — единичные моменты; ρ — ядровое расстояние сечения.
Вес части элемента (балки) постоянного сечения длиной d
вес всей балки, состоящей из n участков:
Таким образом, характеристики веса сплошного изгибаемого элемента
В формулах (IV.10) и (IV.10a) g — показатель веса, указывающий расход стали на единицу длины конструкции. Для анализа конструкций по весу очень удобен коэффициент веса α = g/L, показывающий интенсивность изменения показателя веса по пролету.
Следовательно,
Из формулы (IV.12) видно, что коэффициент веса по пролету не постоянная величина, а гиперболическая функция пролета. Однако для обычных значений L, ввиду незначительности величины χgL по сравнению с R/γ, коэффициент α может быть принят постоянным и равным: α = γΣqχq/R, а при действии одной нагрузки R