Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер
Каркасный дом
Несущие конструкции
Металлические конструкции
Прочность дорог
Дорожные материалы
Стальные конструкции
Грунтовые основания
Опорные сооружения





















Яндекс.Метрика

Слои из гравийного материала

Гравийный материал широко используется для устройства оснований, подстилающих слоев, а также гравийных покрытий (на дорогах низших категорий)
Гравийное основание часто устраивают в два слоя, укладывая в нижний слой более крупный гравий, а в верхний — более мелкий.
Гравийные смеси, применяемые для устройства оснований и подстилающих слоев усовершенствованных покрытий, по гранулометрическому составу должны удовлетворять требованиям табл. 52, В зависимости от категории дороги и климатических условий к гравийному материалу предъявляются различные требования па прочности и морозостойкости.
Гравий, не удовлетворяющий требованиям табл. 52, может быть использован для устройства основания при условии его обогащения или укрепления портландцементом, битумом, дегтем, эмульсиями или комбинированными способами.
При использовании гравия для устройства покрытия материал, после уплотнения должен обеспечивать постоянную связанность частиц при достаточной прочности самих частиц. Для этой цели крупные частицы должны образовывать скелет, поры которого заполняются песчано-глинистой смесью. Составы гравийных и гравийно-песчаных смесей для устройства необработанных гравийных покрытий приведены в табл. 53,
Граница текучести фракций менее 0,63 мм должна быть не более 25, а число пластичности — не более 6.
Слои из гравийного материала

Гранулометрический состав гравийной смеси для устройства покрытий уточняют с учетом климатических и гидрологических условий, особенностей движения по дороге и качества гравия. Изменения обычно вносят в содержание песчано-глинистой части. Менее прочный гравий лучше уплотняется и обладает повышенной цементирующей способностью, поэтому содержание песчано-глинистой связующей фракции может быть в этом случае понижено. Для избыточно увлажненных районов содержание частиц размерами менее 0,05 мм следует принимать по меньшему пределу (8—10%), а для сухих районов — по большему (до 25%). Требования, приведенные в табл. 53, относятся к гравию 1—2-го классов. Для гравия 3—4-го классов гранулометрический состав должен определяться после предварительного испытания на сжатие в стальном цилиндре при давлении 150 кгс/см2.
На рис. 44 представлены кривые оптимальных смесей гравийных покрытий для условий Литвы и Эстонии, по данным С. И. Лукошунаса.
Если по гранулометрическому составу гравийный материал не удовлетворяет необходимым требованиям, его можно разделять на фракции различной крупности с помощью грохотов (сортовой гравий), или просеивать для отделения частиц с зернами менее 3 и более 40—70 мм (рядовой гравий).
При необходимости добавления пылеватых и глинистых частиц рекомендуется вводить 8—12% суглинка (лесса).
Количество добавок рассчитывается аналитическими или графическими методами.
Наглядное представление о составе смеси из двух материалов может быть получено с помощью номограммы Барздо — Волкова (МАДИ), представленной на рис. 45. На номограмме два равных вертикальных отрезка AB и СД разделены каждый на 100 частей (процентов). На отрезках откладывают составы смешиваемых материалов. Одноразмерные фракции соединяют линиями, на которые сносят пределы содержания соответствующей фракции в заданном оптимальном составе (на рисунке отрезки линий показаны утолщенными). Вертикальная линия, пересекающая все утолщенные отрезки линий, отметит на нижней горизонтальной шкале пропорции смешиваемых материалов для получения оптимального состава. Для примера, приведенного на номограмме, оптимальная смесь будет получена при 14—23% добавки и 77—86% карьерного материала.
Слои из гравийного материала

Оптимальную гравийную смесь получают или приготавливают в карьерах. При использовании материалов из нескольких карьеров каждый материал можно смешивать непосредственно на дороге и затем перемешивать смесительными машинами, фрезами или автогрейдерами.
Гравийные покрытия толщиной более 18 см рекомендуется устраивать в два слоя, причем нижний слой толщиной около 0,6 общей толщины одежды следует укладывать из более крупного материала (крупнозернистые или среднезернистые смеси), а верхний — из более мелкого материала (мелкозернистые смеси, толщиной не менее 8 см), так как крупные частицы легко выбиваются движением, и в результате образуются выбоины и разрушения покрытия.
При постройке гравийных покрытий выполняют следующие операции:
1) выравнивание грунтового основания автогрейдером с приданием ему необходимого уклона (при серповидном профиле) или устройством корыта и последующей укаткой;
2) устройство песчаного слоя или другого основания, если оно предусмотрено для уменьшения толщины гравийного слоя;
3) вывозка и распределение гравийного материала. При серповидном профиле гравийный материал обычно выставляют на проезжей части в виде куч из расчета потребной толщины слоя в плотном теле и далее распределяют автогрейдером. При корытном профиле доставляемый автомобилями-самосвалами материал выгружают непосредственно в бункер самоходных распределителей, которые и размещают его ровным слоем на основании. При невозможности проезда автомобилей по дренирующему слою разравнивание материала допускается бульдозером надвижкой «от себя»;
4) распределение материала нижнего слоя гравийной одежды должно быть выполнено после того, как все колеи и выбоины в основании тщательно выровнены однородным грунтом и хорошо уплотнены. Россыпь гравийного материала на переувлажненное грунтовое основание не должна допускаться. Толщина россыпи регулируется колышками, выставляемыми по оси и краям проезжей части. Для определения толщины слоев в рыхлом теле необходимо учитывать коэффициент уплотнения материалов, который определяют опытным путем при контрольном уплотнении. Ориентировочное значение коэффициента уплотнения составляет: для гравийных материалов изверженных пород — 1,25, известняковых пород — 1,30 Соответствие поперечного профиля проектному проверяют шаблоном;
5) уплотнение производят моторными катками с металлическими вальцами статического действия, вибрационными катками, а также катками на пневматических шинах. Последние позволяют укатывать слои большей толщины (до 25 см) с меньшим числом проходов. Уплотнение нижнего слоя производят сначала легкими (5—8 т), а затем более тяжелыми катками (8—10 т и более), причем мягкий гравийный материал уплотняют более легкими катками. Скорость движения катков вначале устанавливается небольшая (до 2 км/ч), а при последующем уплотнении — до 3—4 км/ч (катки На пневматических шинах до 6 км/ч). Укатывать начинают от краев проезжей части, постепенно переходя к середине. Каждый последующий проход катка должен перекрывать предыдущую полосу укатки на 25—30 см. При укатке поперечный профиль проверяют шаблоном с уровнем, а ровность покрытия — 3-мой рейкой. Неровности в виде волн и впадин должны быть своевременно исправлены. Ориентировочным признаком окончания укатки служит отсутствие заметного следа от осадки покрытия при проходе катка, а также волны перед барабаном катка. При укатке сухого гравийного материала тяжелым катком на поверхности могут появиться поперечные трещины. В этом случае покрытие необходимо полить водой. Если трещины продолжают появляться, то каток надо заменить более легким. Количество необходимых проходов катка зависит от прочности и окатанности гравийного материала, содержания мелкозема, толщины укатываемого слоя, типа и массы катка;
6) распределение и профилирование гравийного материала и добавок для верхнего слоя следует выполнять самоходными распределителями, а при отсутствии последних — автогрейдерами. При необходимости введения добавок мелкозема грунт доставляют из боковых или сосредоточенных резервов и перемешивают автогрейдерами или дорожными фрезами до обеспечения полной однородности смеси. Наилучшее качество перемешивания достигается при слегка влажном мелкоземе. Затем верхний слой профилируют автогрейдером с тщательной проверкой поперечного профиля шаблоном. В процессе перемешивания необходимо тщательно следить за качеством смеси, не допуская скопления отдельными гнездами крупных или мелких частиц. Контроль за качеством смеси осуществляется в лаборатории;
7) укатка верхнего слоя покрытия выполняется в такой же последовательности, как и нижнего слоя. При первом проходе катка необходимо захватить обочину на ширину не менее 0,5—0,6 м, что обеспечивает устойчивость кромки покрытия. Неровности в виде волн и впадин исправляют путем снятия или добавления гравийного материала с последующим его уплотнением.
Наиболее успешно укатывается гравий во влажном состоянии, поэтому в сухую погоду его следует перед уплотнением и в процессе уплотнения поливать водой из поливочных машин (6—12 л/м2 во II и III дорожно-климатических зонах и 12—24 л/м2 — в IV и V зонах). Окончательное уплотнение гравийного покрытия достигается под воздействием движения автомобилей при систематической утюжке покрытия после дождей и регулировании движения. В период формирования покрытия за ним необходимо вести тщательный надзор и уход, подсыпая и выравнивая выбоины, сглаживая бугры и колеи. Для этой пели используют автогрейдер.
Слои из гравийного материала

Гравийную смесь целесообразнее уплотнять самоходными катками на пневматических шинах до требуемой плотности. Допускается уплотнить катками с металлическими вальцами — вначале легкими (5—8 т), а затем тяжелыми (10 т и более)
Ориентировочное количество проходов катка по каждому следу составляет:
- для вальцовых гладких катков массой 5—8 т при однослойных покрытиях 8—10, двухслойных: в нижнем слое 6—10, верхнем 4—7;
- то же, массой 8—12 т, при однослойных покрытиях 10—12, а двухслойных: в нижнем слое 8—15, верхнем 5—8,
- для катков на пневматических шинах массой 10—25 т при однослойном покрытии 4—6, а двухслойных соответственно 3—6 и 2—4. Близко к последним данным и число проходов вибрационных катков массой 2,5—3 т.
Преимущество гравийного основания перед песчаным заключается в том, что гравий вывозят непосредственно на земляное полотно, и после разравнивания по нему могут перемещаться разнообразные дорожные машины и транспортные средства, Если дальность возки гравия значительно превышает дальность возки песка, гравийное основание укладывают на песчаный слой. Если разница в стоимости гравия и песка небольшая, целесообразнее устраивать двухслойное гравийное основание, укладывая в нижний слой более крупный гравий, а в верхний более мелкий.
Для соблюдения установленных межремонтных сроков службы, работоспособности и улучшения движения на дорогах с гравийными покрытиями, особенно проходящих через населенные пункты, в процессе строительства проводят обработку верхнего слоя покрытия обеспыливающими материалами: неорганическими веществами (2—3 л/м2), обладающими гигроскопическими свойствами (хлористый кальций, хлористый натрий, отходы содовой промышленности и других предприятий, содержащие гигроскопические соли не менее 20—30%), или органическими веществами (жидкие битумы, каменноугольные масла, битумные эмульсии, сырые нефти и другие подобные материалы местной промышленности). На рис. 46 приведена схема потока по строительству двухслойного гравийного покрытия при длине захватки 250 м.

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: